История занимает особое место в списке учебных дисциплин. В любую эпоху данный предмет находился под непосредственным патронатом государственных структур. Именно на уроках истории гимназисты дореволюционных времен заучивали тезисы о богоизбранности царской власти, а в годы советской власти ученики исследовали генеральную линию коммунистической партии. Ни один школьный предмет не был так идеологизирован, как история. Изучение фактов и событий прошлого проходило в строгом соответствии с политическими установками действующей власти. Отступление от учебных программ, освещение альтернативных точек зрения по изучаемым вопросам могло вылиться в большие неприятности как для школы, так и для самого преподавателя. В сталинские времена учителя истории нередко оказывались в лагерях по печально знаменитой 58‑й статье. Одно неосторожное слово – и ты «враг народа». Да и не только слово. Даже молчание могло стать роковым для учителя.
Страх как норма жизни
Станислав Александрович Мамаев, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, окончил школу №1 г. Меленки в 1946 г. Малую родину не забывал и при очередном посещении родного учебного заведения рассказал достаточно интересный эпизод из своей юности, который как нельзя точно передает зловещую атмосферу того послевоенного времени. На уроке истории будущий ученый, а тогда еще ученик выпускного класса средней школы рисовал в тетради и одновременно слушал рассказ учителя о героической борьбе советского народа в только что завершившейся Великой Отечественной войне.
Ненависть к немцам в то суровое время зашкаливала, и молодой парень изобразил на тетрадном листке виселицу, а в петле – ненавистного фашиста. Но так случилось, что прямо над этим рисунком красовалось слово «Сталин». Ученики записывали под диктовку преподавателя фразу о роли Верховного главнокомандующего в Великой Победе. Получилось так, что при написании фамилия вождя оказалась прямо над рисунком. Ситуация щекотливая. Учитель увидел художество своего ученика и, постояв несколько секунд около него, прошел к своему столу. Прозвенел звонок, урок закончился. Преподаватель не промолвил ни слова. Казалось, что можно забыть этот неприятный случай. Ан нет! Станислав Александрович, по его словам, несколько лет жил в тревоге, опасаясь доноса со стороны своего наставника.
Но, как потом оказалось, учитель тоже потерял покой и сон на долгие годы. Он боялся, что его могут арестовать за недонесение о достоверно известном ему контрреволюционном преступлении. Вот так и жили: ученик страшился, что учитель донесет на него за неосторожный рисунок, а преподаватель опасался, что поступит донос о его бездействии. Тревожное было время. Полное отсутствие свободы, как внутренней, так и внешней. В конце 1940‑х маховик сталинских репрессий начинал раскручиваться с новой силой. Общество было пронизано страхом, отголоски которого до сих пор отзываются эхом в нашей исторической памяти.
Новое веяние
Сегодня государство так же внимательно следит за преподаванием истории. Даже президент время от времени высказывается по некоторым историческим вопросам и фактам, которые, по его мнению, недостаточно полно отражены в школьных учебниках. Такой чести не удостаивался ни один школьный предмет. Министр просвещения Сергей Кравцов заявил о введении исторического просвещения с первого класса. Все это говорит об исключительной роли истории в процессе социализации молодого поколения. И, следовательно, об особом внимании государства к этой учебной дисциплине.
Несмотря на большой перечень используемых учебников, все они проходят через серьезную экспертизу и содержат учебный материал, соответствующий официальной политической линии нашего государства в данный момент. Но означает ли это, что у нас, преподавателей истории, связаны руки? Конечно, нет! Возврата к прошлому уже не будет, время не то. Свобода слова как одно из завоеваний демократии позволяет нам озвучивать на уроке свое мнение по различным историческим вопросам. Сейчас учитель истории без собственного взгляда на события прошлого не педагог, а рассказчик. Информационная свобода, доступность различных источников – все это способствует развитию исторической мысли и более полному освещению событий прошлого.
Свобода суждений
Но теперь возникла другая проблема. Как научить школьников отличать историческую истину от заблуждения или лжи? На просторах Интернета гуляет много разных статей и фильмов, которые извращают нашу историю. Порой учащиеся не могут самостоятельно отделить зерна от плевел. Помочь в этом деле им обязан учитель. Но это должен быть грамотный преподаватель, который не боится вступать с учащимися в дискуссии по самым острым историческим вопросам. Авторитет такого педагога зиждется на свободе суждений в отношении всех изучаемых тем. Он не может избегать неудобных вопросов и должен быть готов высказывать свое, личное мнение по различным проблемам, а не только то, которое прописано в учебнике. Свобода суждений достигается исключительно через осознание своей внутренней свободы. Любая фальшь будет бросаться в глаза. И слава богу, что сегодня такой учитель уже не редкость.
Григорий ФОМЕНКОВ, Владимирская область
Комментарии