search
main
0

Особые условия. К необычным детям нужны нестандартные подходы

Жить и учиться вопреки болезни. Если ребенок лишен возможности видеть, слышать или самостоятельно передвигаться – это не приговор. Сегодня в Оренбургской области несколько сотен детей осваивают школьную программу в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Многие получают знания, даже не выходя из дома. Помогают им в этом опытные педагоги и техника, о которой еще несколько лет назад говорили как о фантастике. Сейчас фантастика стала реальностью.

Центр дистанционного образованияЦентр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья организован на базе Оренбургского педагогического колледжа имени Н.К.Калугина. Находится в Оренбурге на улице Пролетарской. В учебном классе – только педагоги. Все ученики – по ту сторону монитора. Учитель математики Лидия Афанасьева включает компьютер, настраивает видеосвязь, и на экране появляется миловидная девочка. Анжела не может ходить, но может слушать учителя и выполнять задания. Педагог поясняет, как идет учебный процесс: «Мы общаемся по скайпу. Урок строится так же, как и в обычной школе, то есть я объявляю тему, работаем устно, затем ребенок делает записи в тетради. Если ученик не может писать, задания даются в виде тестов».Что такое учить так называемых надомников – детей, не посещающих школу, учителя со стажем знают не понаслышке. Первый заместитель министра образования области Ольга Озерова много лет проработала учителем русского языка и литературы: «Однажды один из моих учеников сломал ногу, и я ходила к нему домой после работы два-три раза в неделю, чаще не получалось. А здесь, понимаете, учебный план, который строго выполняется, плюс живое общение учителя и ученика».В интерактивной школе педагоги спрашивают учеников, ставят им оценки, дают домашние задания и проводят контрольные работы.Рассказывает Ольга Сальдаева, директор педагогического колледжа Оренбурга им.Н.К.Калугина:- Мы обучаем детей с разными патологиями. Не имеет значения, какое нарушение есть у ребенка. Главное, чтобы у него было разрешение для работы с использованием компьютерных технологий.Для детей, нуждающихся в дистанционном обучении, государство закупает специальное оборудование, стоимость которого от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч. Цифровые микроскопы, мини-роботы, модернизированные мышки и клавиатуры. Все для того, чтобы дети могли получить качественное образование.Центр дистанционного обучения появился в Оренбурге три года назад. В 2009-м он начал работу, имея комплектов оборудования всего на 32 ребенка. Сегодня в проекте принимают участие 489 детей – все, кто нуждается в дистанционном обучении. Подобный центр в 2011 году открылся в городе Орске.Школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппаратаОлегу 7 лет. У него редкая болезнь, из-за которой он ни разу в жизни не вставал на ноги. Мальчик мечтает, что когда-нибудь недуг отступит от него и он сможет стать тем, кем так хочется, – водителем, причем обязательно на большой машине, КамАЗе или «скании». Есть еще вариант – стать ученым.Школа-интернат №5 – единственное учебное заведение Оренбургской области для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основной контингент – учащиеся с детским церебральным параличом. Здесь созданы максимально благоприятные условия для проживания, обучения, реабилитации, физического и эстетического развития личности ребенка с ограниченными возможностями. Спортивный зал оснащен специальным оборудованием. Для детей с тяжелой двигательной патологией применяется очень удобный и эффективный тренажер Гросса.В школе-интернате работает принцип: равный среди равных. Здесь никто не боится выглядеть не таким, как все.- Большое внимание педагоги уделяют социальной адаптации, – говорит выпускница школы-интерната Виктория. – Учителя стараются сделать так, чтобы нам проще было выйти на улицу, за периметр. Но все равно здесь жить и легче, и лучше.У детей с ДЦП нередко встречаются другие серьезные заболевания. По специальной программе в школе учатся умственно отсталые ребята.В этом учебном заведении есть занятия, которые не встретишь в привычной программе. Например, социально-бытовая ориентировка. Заместитель директора по учебной работе Светлана Галицина рассказывает: «У нас есть дети-сироты, которые никогда не видели, как заваривают чай, как варится обыкновенная каша. Для них в раздел уроков «Трудотерапия» включены такие занятия, как «Будь готов к труду и жизни», где они учатся самому элементарному, например почистить картошку и сварить суп».Школа для детей с нарушением слухаДля детей, имеющих проблемы со слухом, в Оренбурге работает школа-интернат №1. Кто-то здесь только учится, кто-то и учится, и живет, причем достаточно насыщенной жизнью. Одно из любимых занятий ребят – жестовое пение. По своей популярности оно уступает разве что только спортивному направлению. Учащиеся школы-интерната №1 – неоднократные победители Всероссийских соревнований по легкой атлетике. Имена королей бега, таких как Владимир Моисеев, Виктор Лебедев, Антон Леонтьев, Евгения Лопатина, известны уже во многих уголках страны.Обучение в школе для глухих и слабослышащих поставлено на достаточно высокий уровень. Педагоги помогают детям осваивать школьную программу, помимо этого прививают навыки эффективного взаимодействия с людьми, находящимися за периметром школы. То есть со слабослышащими детьми постоянно работают над речью. И даже в том случае, когда воспитанники практически не слышат собственного голоса, их учат членораздельно говорить и читать по губам. Как результат в старших классах многие дети в общении практически не отличаются от своих сверстников, у которых со слухом все в порядке. Достаточно четкая речь, развитый интеллект и активная жизненная позиция – вот отличительные черты учащихся школы №1. И поэтому неудивительно, что многие из них создают семьи с самыми обычными, слышащими, людьми.Школа для детей с нарушением зренияИногда природа становится бесчеловечным экспериментатором. В Оренбурге есть девочка, у которой мама и папа глухие. А она родилась слепой. Вместе с такими же незрячими детьми воспитывается в школе-интернате №2 Оренбурга. Малыши берут в руки фрукты, ощупывают виноградную лозу, пластмассовые игрушки, выложенные перед ними, и произносят названия предметов. Педагог Венера Коренчук поясняет: «Это занятие называется «Развитие осязания и мелкой моторики рук». Оно очень важно для наших ребят, потому что они у нас учатся видеть руками. Для них весь мир собран в кончиках пальчиков. Мы им развиваем пальцы, развиваем моторику. Через это у них идет развитие мышления, развитие всех процессов».Обычные книги и тетради для слепых и слабовидящих не годятся. С самых ранних лет дети осваивают точечную азбуку Брайля. Задания для контрольных работ учителя распечатывают на специальном принтере. Традиционный вордовский текст программа переводит в текст брайлевский, и на плотном листе бумаги появляются выпуклые точки.Школа для слепых и слабовидящих детей открылась в Оренбурге в 1994 году. Первый директор Валентина Тюрина вспоминает: «Открыли на пустом месте: не было ни парт, ни книг – ничего. В 2004-м мы располагали всего двумя компьютерами, а сейчас целый компьютерный класс со специальным оборудованием для наших незрячих ребят».В школе-интернате 138 детей – абсолютно незрячих и слабовидящих. Большинство из них обучаются по общеобразовательной программе. Но есть дети, для которых составлен отдельный учебный маршрут. И одно из главных мест в нем занимает предмет «Введение в интернет-технологии».Ольга Горшенина, директор школы-интерната №2 для слепых и слабовидящих детей Оренбурга, рассказывает:- По программе для умственно отсталых детей VIII вида информатики нет вообще. Но для того чтобы эти дети могли легче войти в информационное общество, чтобы при выпуске из школы владели компьютером, могли спокойно написать электронное письмо, мы их обучаем, их – тотально слепых и умственно отсталых. И уже виден результат. Они могут самостоятельно набирать тексты на ноутбуке.Дети, имеющие проблемы со зрением, зачастую страдают гиподинамией. Поэтому в школе-интернате №2 особое внимание уделяется занятиям физической культурой. К тому же у слепых и слабовидящих ребятишек нередко встречаются сопутствующие заболевания, например проблемы в работе сердечно-сосудистой системы. Все это учитывается. Специально подобранный комплекс упражнений помогает детям справиться с недугом.Они открыты для общения и творчества. Воспитанники школы для слепых и слабовидящих постоянные участники различных конкурсов, причем неоднократные финалисты всероссийских. Они живут полноценной жизнью. А научили их этому здесь, в специальной коррекционной школе-интернате №2 города Оренбурга.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте