search
main
0

Особые потребности. Одаренный ребенок с нарушенным слухом в массовой среде обучения

​В последние годы государством сформулирован тезис о всесторонней разработке инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Однако вопрос организации психолого-педагогического сопровождения таких детей в условиях массовой школы в настоящее время остается открытым. Сложность решения данного вопроса заключается в том, что категории детей с ОВЗ, поступающих в массовую школу, очень разнообразны по своему составу, индивидуальным возможностям и уровню развития. С чем приходится сталкиваться высокомотивированным детям с нарушениями слуха в условиях массовой школы? Такие дети наравне со слышащими сверстниками успешно обучаются в школе №937 имени Героя РФ А.Перова уже на протяжении 6 лет.

Специалисты из Японии, посетившие нашу организацию, ознакомившись с результатами обучения, были впечатлены опытом работы сотрудников. Совокупность данных обстоятельств позволяет нам поделиться некоторыми размышлениями и опытом работы с неравнодушным читателем.Тугоухость считается одним из наиболее тяжелых нарушений развития у ребенка. Сниженный слух или его отсутствие, как правило, не выделяет человека из общей массы, так как он не имеет видимых физических недостатков. Дефект становится заметным только при попытке взаимодействия с плохо слышащим ребенком или взрослым. Именно поэтому нарушение слуха считается прежде всего социальным дефектом. Без специальной педагогической работы глухие и слабослышащие оказываются в информационной и социальной изоляции. Они воспринимаются обществом отчужденно и настороженно. При сохранном интеллекте и высокой способности к обучению без специальной работы, включающей особые методы и приемы, дети не смогут овладеть основами наук и самостоятельно освоить опыт предшествующих поколений.Благодаря слаженной работе всех участников учебно-воспитательного процесса и коррекционной помощи полностью раскрывается природная одаренность детей с нарушениями слуха. Кропотливая индивидуальная работа позволяет нам раскрыть в каждом ребенке с нарушением слуха его врожденные способности и даже талант. Оказывается, чтобы прекрасно танцевать, не обязательно слышать музыку. Содержание песни великолепно передается посредством мимики, жестов и пластики. Многие ученики – отличные художники, карикатуристы, дизайнеры. Среди наших талантливых детей есть пусть немногочисленная, но очень перспективная группа, которая может быть признана одаренной по параметрам обычных обучающихся. Пятеро из них уже с успехом это доказали. Они имеют высокий уровень общего и речевого развития, превышающий средний уровень развития учеников с нормальным слухом. Эти дети являются лучшими учениками своих классов и школы, одерживают победы в конкурсах и олимпиадах, в том числе международных, поражают своей эрудицией и начитанностью. Наши ребята преуспели и в языковых предметах, что является редкостью для детей, имеющих нарушение слуха. Четверо из них поступили в престижные вузы Москвы, в том числе в МГТУ имени Н.Э.Баумана, МГУ имени Ломоносова, МГИМО. Пятый ученик в данный момент обучается в восьмом классе и уже имеет многочисленные победы в интеллектуальных многоборьях и творческих конкурсах.Хотелось бы подчеркнуть то, что начиная с первого класса и до окончания школы коррекционные занятия с нашими слабослышащими детьми выстраиваются на основе интегрированного подхода в отборе направлений и содержания занятий, а их тематика тесно связана с жизнью детей, согласована при этом с содержанием обучения, интересами и событиями всего коллектива, жизни школы и страны в целом. Глухие и слабослышащие первоклассники нашего комплекса с первых дней включаются во все внеклассные мероприятия: праздники, конкурсы стихов, экскурсии, проектную деятельность, олимпиады и творческие мастер-классы. Роль данной работы в коррекции вторичных отклонений достаточно велика. Деятельность детей в этом направлении познавательна и увлекательна, способствует их общему развитию, выявляет врожденные способности, воспитывает уверенность в себе. Внешне жизнь учеников с нарушением слуха ничем не отличается от жизни здоровых ребят. Они также отвечают на уроках, общаются с друзьями на переменах и радуются простым житейским мелочам. Создание уникального и комфортного психологического климата для каждого обучающегося – наша основная задача. Именно в атмосфере любви, дружбы, радости может раскрыться талант ребенка и проявиться его одаренность в разных сферах.Слова святителя Дмитрия Ростовского: «Нельзя отмахнуться от человека, если ты в него вкладываешь душу» являются важными и для педагогического коллектива нашей школы в работе с детьми с ОВЗ.А еще ученик 7-го класса нашей школы с диагнозом ДЦП наравне со здоровыми одноклассниками участвовал в ВОШ по английскому языку и стал победителем муниципального этапа. Он имеет дипломы конкурса научно-исследовательских работ «Интеллект-Надежда», стал победителем конкурса «Не прервется связь поколений». И его успехи не случайны. В школе №937 безгранично верят в ребенка и его способности, и мы делаем все возможное для их раскрытия.Диана РОСНАЧ, учитель-дефектолог школы №937

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте