search
main
0

Особые особы. Цимбалы, кисти и краски лечат ДЦП

Если есть дети-вундеркинды, которые в пять лет уже цитируют «Маленькие трагедии» Пушкина, пишут картины маслом и весело лопочут на нескольких языках, то почему бы не быть и детским садам-вундеркиндам? Все в те же пять лет они, со свойственными столь нежному возрасту любознательностью и азартом, не боятся рисковать, экспериментировать и торить новые дорожки. Таков детский сад №2399 компенсирующего вида для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Удача любит смелых, потому, наверное, за свою еще недолгую жизнь бесстрашный 2399-й из Марьиной Рощи уже столько раз выходил победителем из множества окружных и городских конкурсов.

«Первые шаги» – конкурс среди воспитателей ясельных групп – проходит раз в два года. Детский сад №2399 участвовал в нем дважды и оба раза не оставлял соперникам никакого шанса: в 2004 году победу в округе родным стенам принесла Любовь Зубкова, в 2006-м – Валентина Костина. На городском этапе и Любовь Николаевна, и Валентина Петровна стали лауреатами. А в этом году первое место на окружном конкурсе «Воспитатель года» и второе – на городском заняла музыкальный руководитель детского сада Лариса Петровна Ханова. Ребята от своих наставников не отстают: не пропускают выступлений на знаменитом фестивале «Надежда» и только что завоевали первое место на окружном конкурсе рисунка «Дорожная азбука». И это при том, что участие в нем принимали не только дети из пяти обычных групп, но и воспитанники двух групп кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей-инвалидов.

«Особый ребенок» – единственная во всей Марьиной Роще возможность посещать детский сад малышам с диагнозом ДЦП. Сегодня здесь тринадцать ребят, автоматически ставших участниками экспериментальной площадки «Управление развитием службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со сложной структурой дефекта», цель которой – интеграция больных детей в здоровое общество. По словам заведующей детским садом Наталии Булаховой, для каждого ребенка разработан индивидуальный лечебный, воспитательный и развивающий маршрут. Ведь в обычной жизни как – сидят такие дети в четырех стенах, дичают, а родители стараются их лишний раз на люди не показывать, так что даже элементарному развитию взяться неоткуда. И даже если изначально интеллект был сохранен, со временем он угасает, как никому не нужный и никем не поддерживаемый огонь. А тут – пусть всего на четыре часа в день – все, как по мановению волшебной палочки, меняется. С детьми занимаются по стандартной программе ДОУ, учитывая, конечно, уровень развития ребенка. Плюс коррекционная работа с дефектологом, психологом и логопедом в соответствии с каждым конкретным диагнозом, потому что, как правило, ДЦП сопровождается еще целым букетом побочных болезней. На отдельные занятия ребят водят в обычные группы, а уж совместные праздники – дело и вовсе само собой разумеющееся. Если ребенок ходячий, может сам себя обслуживать и не сильно устает от общения с другими детьми, родители на эти часы оставляют его в детском саду, с «колясочниками» в детский сад ходят мамы. Если группа утренняя, ребят кормят завтраком, для вечерников накрывают полдник. Прелесть не только в том, что малыши могут подкрепиться после напряженных трудов, но еще и в том, что сами учатся держать ложку – ведь дома им все равно не дают есть самим.

– О том, насколько действенна такая спокойная, планомерная работа, говорят цифры: на второй год работы «Особого ребенка» четверо детей с диагнозом ДЦП перешли в обычные группы, – объясняет Наталия Вячеславовна. – В маленьких детях, в отличие от ребят постарше, еще нет агрессии и жестокости, поэтому они совершенно спокойно относятся к тому, что рядом с ними иные. Более того, всячески стараются им помогать – одеваться или подниматься по лестнице. И это у них получается так естественно и ненавязчиво – взрослым бы поучиться. А вот некоторым родителям из обычных групп хотелось бы пожелать побольше такта и доброты. Их отчего-то волнует, что их дети общаются с маленькими инвалидами, особенно в первые годы работы раздавались голоса, мол, не надо бы водить больных детей на общие праздники и занятия. Но мы эти настроения пресекаем на корню. На родительских собраниях объясняем, что у нас такой сад, хотите быть с нами – смиритесь с тем, что у всех тут равные права.

Об «особых» детях Наталия Вячеславовна говорит с необычайной нежностью. Нет в ней «медицинского пессимизма», понимания того, что, быть может, жизненного пути этим детям – считанные годы. В каждом, даже в самом тяжелом, видит она свет и божественную искру. Вот, например, Алишер. В сентябре он уже пойдет в школу, так что детский сад лишился одного из лучших своих артистов. Таких эмоций, граничащих с настоящим даром, и у здоровых детей не сыщешь. Он и волк, он и охотник – Лариса Петровна Ханова не представляла без него ни единой своей театральной постановки. В медицинской карте пятилетней Даши диагноз ДЦП соседствует с еще более страшным – лейкоз. Но это не мешает ей прекрасно рисовать. Четырехлетняя Аня – гордость детского сада. Когда мама впервые принесла ее сюда, девочка даже голову не держала, свисала с материнского плеча безжизненной плетью. А теперь и голову держит, и первые звуки благодаря логопеду произносить начала, и даже несколько минут может сама постоять, держась за край песочницы. Ее рисунок, сделанный, конечно, вместе с мамой, попал на выставку. А Лариса Петровна учит Аню играть на цимбалах: девочка очень любит музыку. Дети из «Особого ребенка» к музыке вообще неравнодушны. Перебирать струны им поначалу сложно, мешают сведенные судорогой пальцы, но со временем начинает получаться, и пальцы сами собой разжимаются…

Конечно, детям из обычных групп тут уделяют не меньше внимания. Им тоже нужна помощь: с каждым годом ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата становится все больше. А ведь деформация костей – прямая дорога к серьезным неполадкам всех внутренних органов. Сказывается экология, из-за которой практически все московские дети, по словам Наталии Булаховой, страдают рахитом. Кого-то не миновали родовые травмы, но есть и приобретенные заболевания: родители спешат как можно быстрее поставить детей на ноги, научить их ходить, и неокрепшие ножки не выдерживают. Справиться со всеми этими недугами помогают бассейн и тренажерный зал, массаж и гидромассаж, лечебная физкультура – процедуры, без которых хороший ортопедический детский сад просто невозможен.

Уже целый год работает здесь консультативный пункт для родителей, чьи дети по тем или иным причинам не ходят в детский сад. Старший воспитатель и педагог-психолог, логопед и медсестра три раза в неделю и совершенно бесплатно отвечают на любые вопросы, касающиеся здоровья и развития детей от 0 до 7 лет. Медсестра составляет для малышей комплексы лечебной физкультуры, показывает родителям, как правильно ею заниматься. Попутно рассказывает о приемах точечного массажа, о закаливании, о том, как подготовить ребенка к школе или к детскому саду, организовав ему правильный, здоровый режим. Подготовка к школе, пожалуй, самый «модный» родительский вопрос. На помощь приходят воспитатели и психологи: тестируют детей, указывают на пробелы, советуют, по каким книжкам лучше заниматься.

– Сегодняшние родители отчего-то считают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем лучше, – говорит Наталия Булахова. – Об одном забывают: к полноценному развитию все это имеет мало отношения. Развить ребенка, значит, научить его слушать, правильно воспринимать и делать выводы. От того, что вы лишний час просидите с малышом за столом, он не станет умнее и лучше. Так что вот вам совет от нашего консультативного пункта: возьмите малыша за руку и, беседуя с ним о красоте мира, отправляйтесь в парк. А зубрежка – она никуда не уйдет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте