В одной удивительной стране, где травы умели разговаривать, мне довелось услышать одну удивительную историю.Жили-были Гриб-папа и Грибона-мама. Им было очень хорошо вместе до тех пор, пока не пошел дождик. Добрый дождь искупал грибы, они заметили, что их стало больше. Гриб-папа выше поднял голову, Грибона-мама расправила белые плечики, а маленькие грибки засуетились, захихикали. С каждым днем грибная семья становилась все больше и дружнее. Грибона-мама пела ласковые песни, а Гриб-папа учил детей защищаться.
Все бы хорошо, да только вот один Грибок не смеялся. Не оттого, что ему не хотелось, он просто этого не умел. Как ни старались родители, братья и сестры, ничего не выходило. И только когда грибная семья решила расширить жилищные условия и переселиться на новую полянку, все заметили, что Грибок не может двигаться. Всем стало понятно, что Грибок не такой, как все, особый… Как вы думаете, чем закончилась эта история? А пока у вас есть время поразмышлять, давайте обратим внимание на определение «особый – не такой, как все». Как часто мы слышим «Посмотри, какой Петя! Ты совсем не такой!» или «Я так хочу быть такой, как Жанна!» и тому подобное. Встает вопрос – почему кто-то должен на кого-то быть похожим или быть таким, как все? Что значит – как все? Почему обо мне говорят, что я «не такой»? А какой?Понимает ли ребенок, рожденный с особенностями, свою уникальность? Да, отвечу я. Только вот осознание этого приходит, когда окружающие начинают проявлять удивление. Мы замечаем, насколько с развитием цивилизации меняется отношение людей к тем или иным историческим фактам, недугам, явлениям природы. С чем это связано? С тем, что люди познают этот мир и он становится для них более понятным и открывает массу возможностей. Почему же тогда вопрос о самом дорогом в жизни, детях, до сих пор остается настолько тривиальным, что распадаются семейные пары, пополняется армия сирот при живых и вполне здоровых родителях? «Это трудное испытание», – скажете вы. И будете правы. Не каждый человек, к сожалению, способен на должное понимание факта появления на свет не похожего на остальных ребенка. Вы спросите: «А каков ваш собственный взгляд на ситуацию?» И я отвечу вашими же словами: «Это трудное испытание». И дополню, обращаясь непосредственно к тем, кого мы называем родителями особых детей: «Но оно ваше». И это вовсе не значит, что образование такого ребенка удел лишь родителей. Мы, педагоги, тоже причастны к будущему таких детишек. В моей педагогической практике есть опыт работы с ребенком, обучение которого должно вестись строго в домашних условиях согласно медицинским показаниям. Я счастливый человек – более задушевных, волнительных, радостных минут общения и представить невозможно. Да, мальчик несколько наивен, но исполнителен. Да, каждую неделю он ждет чуда от меня, и мне приходится больше готовиться к нашей встрече, чем к обычным урокам, но поверьте, это того стоит. Я не жду благодарности или похвалы, я исполняю свой учительский долг и ничуть не сожалею. У меня нет особых слов для него, особого поведения, особой манеры. Для меня он мой ученик, такой, как остальные. Я убеждена, что ребят с физическими и психическими недугами необходимо обучать. В этом я солидарна с решительными сторонниками идеи о дополнительном образовании таких ребят. Но одновременно с этим встает и вопрос о компетентности современных педагогов в данной области. Необходимо проводить обучающие курсы, тренинги, выпускать нужную медико-педагогическую литературу.Все знают, что в категорию особых также включают детей с незаурядными способностями, тех, кого называют дети индиго, одаренные дети. О них тоже долго молчали, но вот уже на протяжении нескольких лет ведутся исследования с целью разработок специальных программ обучения таких детей. В 2002 году мне посчастливилось пройти курсы в Башкирском институте развития образования по темам «Современная концепция одаренности», «Организация психодиагностического обследования учащихся», «Формы и методы развития одаренности учащихся». Знания, полученные тогда, очень помогают мне в работе и с моими учениками в лицее, и с ребятами, обучающимися на дому.Так кто же они, особые дети? Тяжкое бремя, крест, знак свыше?.. Я считаю, для любящих родителей их чадо самое особенное на свете, и не важно, на кого похож этот человек. На самого себя. Первыми учителями так или иначе становятся родители. А если вы призваны быть учителем такого ребенка, важно запастись новыми знаниями, тогда вопрос о терпении не будет вставать, а к самообразованию у нас, учителей, врожденная тяга. Поэтому, считаю, этот опыт не будет лишним. Как вы заметили, я не говорю о душевности, проявлении дополнительного внимания, заботы, любви. Это естественные догмы, без которых идти на встречу с детьми категорически нельзя. И помните, детство у всех детство. Так может, в наших силах это детство продлить? А что случилось с грибной семьей? Думаете, я забыла? Вовсе нет, просто сказка такая длинная, что всю ее вот так сразу и не расскажешь. Но самое главное скажу. Грибона-мама уютно окружила Грибок заботой и лаской, а Гриб-папа научил его играть на паутинке. Свой первый концерт Грибок посвятил семье. Им и переезжать не пришлось. Просто важный дядя Пень так привязался к Грибку, ведь они оба стояли рядом, что расставаться не захотелось. Он чуть подвинулся и освободил место для грибной семьи. Вот так!
Комментарии