Роль труда в становлении личности
Коррекция и компенсация развития детей в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида №108 происходят на основе педагогических и психологических достижений. В школе созданы специальные условия для продуктивного сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика развития обучающихся детей, выступают своевременное начало комплексных коррекционных психолого-педагогических, социокультурных мероприятий, проводимых в условиях трудотерапевтической среды. Обучение и воспитание ориентированы на формирование адекватного отношения к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам с дальнейшей адаптацией и социализацией в самостоятельной взрослой жизни. Чем раньше начинаются организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
Одной из основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является коррекция отклонений в развитии умственно отсталых воспитанников в процессе образовательной и трудовой подготовки. Трудовое обучение занимает центральное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке данной группы учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, школьники с нарушениями интеллектуального развития должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка с нарушениями в развитии труд является одним из важнейших средств коррекции особенностей умственного развития.
Коррекционное значение занятий трудом школьниками с нарушениями интеллектуального развития заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что дети данной категории слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Обучая и развивая детей, педагогический коллектив корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость, трудолюбие, взаимопомощь.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
Исходя из этого в школах VIII вида основным предметом на протяжении всех лет обучения является трудовое обучение.
В нашей школе на протяжении многих лет включены в учебные планы специальные коррекционные занятия по СБО (социально-бытовой ориентации), которые в совокупности с уроками труда направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и профессионализации, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, на формирование знаний и умений обслужить себя и других.
Эффективность развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №108 подтверждена многими поколениями наших выпускников, которые успешно социализировались и нашли свое достойное место в жизни.
Татьяна ВЛАСОВА, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №108, кандидат психологических наук
Комментарии