Структурное подразделение детского сада компенсирующего вида №1701 – лекотека «Мы вместе» – было открыто в сентябре 2009 года для детей, не имеющих возможности посещать дошкольные учреждения по состоянию здоровья. На сегодняшний день лекотеку посещают 12 детей в возрасте от 2 до 8 лет, имеющих различные диагнозы: синдром Дауна, ДЦП, РДА, ЗПРР.
Долгое время в нашем обществе не возникало проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, с такими детьми занимались исключительно в специализированных коррекционных учреждениях. Нынче ситуация меняется, у родителей появилась возможность социально адаптировать своих детей в детском саду, где они получают квалифицированную помощь специалистов.Основной вектор работы нашей лекотеки не только оказание индивидуально ориентированной помощи родителям и ребенку в социализации, личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми. Главная задача всех специалистов, работающих в лекотеке, – увидеть индивидуальность семьи и ребенка. Предварительное собеседование с родителями, изучение медицинских показаний ребенка, изучение социально-бытовых условий семьи позволяют грамотно подойти к составлению индивидуально ориентированной программы поддержки семьи и ребенка. При разработке и реализации таких программ необходимо учитывать диспропорциональность психического развития детей с ОВЗ, чтобы предупредить появление вторичных отклонений в развитии.На индивидуальных сеансах мы формируем адекватную игровую среду с использованием специально подобранных для каждого ребенка дидактических пособий, игрушек, тренажеров, создаем эмоционально благоприятную атмосферу общения с ребенком и родителями для лучшего взаимопонимания и создания доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми.Практика показывает, что с появлением в семье ребенка с особенностями в развитии ограничивается круг общения у всех членов семьи. Родителям не хватает определенных знаний и навыков взаимодействия со своим ребенком. Единственным способом самореализации родителей ребенка с ОВЗ зачастую становится гиперопека. В результате такого воспитания дети становятся более требовательными, капризными, им необходимо повышенное внимание.Для решения этих проблем в лекотеке еженедельно проходят групповые сеансы для объединения детей разного возраста с различным уровнем образовательных потребностей. На этих встречах мы используем модифицированную специалистами лекотеки методику Сергея и Екатерины Железновых. Эти интерактивные тематические развивающие музыкальные встречи проходят с непосредственным участием не только детей, но и их родителей. Музыкальное сопровождение помогает вовлечь родителей в процессы психокоррекции, обучает родителей методам игрового взаимодействия с ребенком, оказывает оздоравливающее воздействие на организм.Стало хорошей традицией праздновать дни рождения детей с ОВЗ, приглашать их и родителей на детские утренники, спектакли, досуговые мероприятия детского сада. Второй год мы организуем интерактивные спектакли для детей лекотеки, в которых актерами выступают дети детского сада. Дети с ОВЗ погружаются в мир сказок с доступным сюжетом – «Репка», «Теремок», «Колобок». Такие мероприятия способствуют формированию толерантности, чуткости, эмпатии и у воспитанников детского сада.С удовлетворением можно отметить, что объединение усилий всех специалистов лекотеки и родителей дало положительные результаты: повысилась адаптивность воспитанников к социуму; расширились функциональные возможности детей с ОВЗ; наблюдается динамика в психическом развитии детей; у большинства детей появилась возможность перехода в новые условия; достигнуто взаимопонимание с родителями.В результате коррекционной работы наши воспитанники получили возможность выхода на внешний образовательный маршрут: 8% детей обучаются в специализированных коррекционных школах, 62% детей зачислены в коррекционные дошкольные учреждения, остальные дети продолжают посещать лекотеку.Инвалидность ограничивает жизнедеятельность любого человека. Первостепенная задача специалистов лекотеки – научить родителей не подавлять самостоятельность ребенка чрезмерной опекой, не лишать его надежды на будущую социальную жизнь.Перспектива развития лекотеки в нашем учреждении связана с востребованностью такой формы вариативного образования. Мы стремимся оправдать то доверие, которое оказывают нам родители, имеющие особых детей. Ведь им и их детям так нужно особое отношение.Наталья СТАНОВКИНА, руководитель СП «Лекотека»;Наталья ФАТУЕВА, педагог-психолог детского сада №1701
Комментарии