Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года, разработанный ведущими экспертами в сфере СПО, на заседании коллегии Минпросвещения России представил первый заместитель министра Дмитрий Глушко.
«Сегодня развитие системы профессионального образования достигло внушительных показателей популярности и престижа рабочих профессий, – напомнил Дмитрий Евгеньевич. – По состоянию на текущий год по всей стране функционирует 3642 колледжа, реализующих программы СПО, в которых обучаются более трех миллионов человек. Мы наблюдаем значительную позитивную динамику количества поступающих ежегодно».
Стратегия включает пять приоритетных направлений. И первое из них – постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работника, развитием технологий.
«В настоящее время из 485 профессий и специальностей ФГОС обновлены по 87, еще 19 находятся на утверждении, в том числе по трем новым профессиям. Эту работу нужно ускорять. Стоит задача и по формированию примерных основных образовательных программ СПО, их постоянного опережающего обновления. Кроме того, система СПО нуждается в усиленном внимании к обеспечению условий реализации основных образовательных профессиональных программ, включая обеспечение учебниками и учебными пособиями», – рассказал первый замминистра.
Особое внимание министерство обратило на общее образование в колледжах, особенно на то, как эти предметы преподаются вчерашним девятиклассникам. «Нужны меры, которые повлияют на качество общеобразовательной подготовки в СПО. В первую очередь обновление методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО. Во-вторых, повышение квалификации педагогов с учетом обновления методик преподавания. И третье – постоянный мониторинг качества в формате всероссийских проверочных работ», – пояснил Дмитрий Глушко.
Продолжится внедрение демонстрационного экзамена. Министерство ставит задачу, чтобы он стал обязательным условием выпуска студентов СПО на рынок труда по всем специальностям.
Еще один важный пункт из перечня основных направлений стратегии – приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие современным требованиям к кадрам.
«На сегодня только 1% педагогов профессиональных образовательных организаций – совместители из числа работников профильных организаций реального сектора экономики, – отметил Дмитрий Глушко. – Такие низкие показатели объясняются недостаточным уровнем материального вознаграждения работников в системе СПО, отсутствием нефинансовых стимулирующих механизмов.
С целью популяризации, повышения престижа профессии «мастер производственного обучения», поощрения талантливых и инициативных мастеров мы запускаем конкурс. В 32 регионах в системе среднего профессионального образования уже проводятся ежегодные региональные конкурсы, аналогичные нашему конкурсу «Мастер года».
Работа будет идти в двух направлениях: подготовка кадров, приходящих на работу в колледжи с производства, с акцентом на их обучении педагогическим компетенциям и подготовка кадров с педагогическим образованием, но без опыта работы на производстве, с акцентом на обучении компетенциям по профилю преподаваемых курсов.
Формирование нового ландшафта сети СПО, гармонизация результатов образования и обучения с требованиями в сфере труда – еще одно из основных направлений стратегии.
И здесь первым шагом станет улучшение инфраструктуры, повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам. Всего до 2024 года в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» должно быть создано 5 тысяч современных мастерских.
До конца 2020 года откроются 774 мастерские в 150 образовательных организациях 70 регионов России. В стратегию заложено и появление новых форм: при колледжах планируется создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с учебой смогут зарабатывать.
С участием 10 регионов запущен пилотный проект по устранению дефицита кадров для сферы малого и среднего бизнеса, синхронизации системы среднего профессионального образования и кадровых потребностей экономики субъектов РФ. Сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий, специальностей в сфере малого, среднего предпринимательства, меняется подход к формированию контрольных цифр приема в колледжи.
Кроме того, создан партнерский совет для взаимодействия с работодателями. В него вошли крупнейшие промышленные компании и предприятия страны – ЧТПЗ, «Норильский никель», Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация, Ростелеком и другие.
Кстати, выступая на коллегии, председатель Совета директоров ПАО «ЧТПЗ» Андрей Комаров рассказал не только о том, что за десять лет компания сформировала уникальную систему непрерывного образования, включающую детские сады, школы, учреждения СПО, армию, предприятие и вуз, и что в этом году программа «Будущее Белой металлургии» первой в России получила сертификат соответствия немецкой модели дуального образования международного концерна TÜV Rheinland, но и представил методологию отбора, обучения, оценки, мотивации наставников.
«Это было в Советском Союзе, разорвалось в 90‑е годы и больше почему-то не скрепляется. Предприятия рассказывают, что им не готовят качественные кадры, а в любой колледж зайдете и услышите разговоры о том, что их не пускают на предприятия, не объясняют, что требуется. Это каким-то образом нужно преодолеть.
Мы сумели срастить это на своих предприятиях, подготовили своих наставников, мотивировали. Мы тратим много денег и сил на подготовку педагогов. Все наши педагоги проходят производственную практику, мы готовим их по стандартам WorldSkills. Разумеется, доплачиваем им – без этого просто невозможно. Вовлекли всех преподавателей в нашу социальную программу. Они участники производственного процесса».
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии