Построение правового социального государства невозможно без совершенствования юридических гарантий трудовых прав работников и форм их защиты.
Конституция Российской Федерации, гарантируя право на объединение, выделяет право граждан создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30). Право на объединение в профсоюзы, упрочнение их правового положения является характерной особенностью демократического общества и важнейшей гарантией трудовых прав работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает право на объединение в профсоюзы как одно из основных трудовых прав работника (ст. 21), а обеспечение этого права – как один из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2).
Защита трудовых прав работников профсоюзами – комплексная проблема, успешное решение которой требует системного подхода по различным направлениям деятельности профсоюзов с учетом многообразия форм реализации их защитной функции, которые не остаются неизменными. Определение их особенностей в тот или иной период имеет важное значение для защиты трудовых прав работников.
В современных условиях возникает необходимость исследования правового положения профсоюзов как субъектов, представляющих и защищающих права и интересы работников.
В этой связи важным является определить нормы законодательства Российской Федерации, которые определяют правовое положение профсоюзов и их правовой статус в системном комплексном единстве, правовую конструкцию внутрипрофсоюзных структур.
В соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, являясь некоммерческими корпоративными организациями, профсоюзы и профсоюзные организации создаются и действуют в организационно-правовой форме общественной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 123.4 ГК РФ и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) профсоюз является общественным объединением граждан, то есть объединением физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.
На основании статьи 4 Закона об общественных объединениях профессиональные союзы являются отдельным видом общественных объединений, особенности создания и деятельности которых определяются нормами специального закона – Закона о профсоюзах.
В частности, Закон о профсоюзах устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет особенности гражданско-правового положения профессиональных союзов как одного из видов общественных организаций (ч. 2 ст. 1).
В соответствии со статьей 3 Закона о профсоюзах общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза (работников), в структуре которого наряду с первичными профсоюзными организациями могут быть образованы территориальные и иные профсоюзные организации, определяемые его уставом.
В указанной статье определены основные виды структурных подразделений профсоюза (перечень не является исчерпывающим): первичная профсоюзная организация как объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя – индивидуального предпринимателя; территориальная организация профсоюза как объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру общероссийского профсоюза, действующее на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо на территории города или района.
Таким образом, законодательно определено, что профсоюзные организации внутри общероссийского профсоюза являются не отдельными самостоятельными профсоюзами, а его структурными подразделениями, объединяющими его членов и действующими по производственному и (или) территориальному признаку.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 24.10.2013 №22-П отметил, что профсоюзы свободны в целях эффективного сотрудничества с работодателями устанавливать свою структуру, соотносимую со структурной организацией работодателя, построением конкретной отрасли экономики или иной сферы профессиональной деятельности. Таким образом, предполагается, что создание тех или иных структурных подразделений профсоюза не носит произвольного характера – оно в значительной степени обусловлено структурой организации-работодателя, подчинено общей цели оптимизации сотрудничества социальных партнеров и связано с решением задач, возложенных на профсоюз, защищающий социально-трудовые права и интересы своих членов в системе социального партнерства в сфере труда.
В указанном постановлении КС РФ подчеркивается, что включение в правовые нормы Закона о профсоюзах положений статьи 3 «Основные термины», где определяются возможные виды профсоюзных организаций (их правовой статус), направлено на достижение определенности и ясности правового регулирования, обеспечение единообразия в понимании соответствующих терминов, исключение возможности их произвольного использования в организационном построении профсоюзов.
Производственный признак построения и деятельности профсоюзных организаций обусловлен привязкой профсоюзной организации к конкретному хозяйствующему субъекту (организации-работодателю), работники которого являются членами профсоюза и состоят на учете в соответствующих профсоюзных организациях.
В связи с этим включение в наименования соответствующих профсоюзных организаций указания на наименование организации-работодателя и наименование общероссийского профсоюза, структурными подразделениями которого они являются, необходимо в силу закона.
Аналогичную позицию по вопросу наименований профсоюзных организаций занимает Министерство юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 31.03.2015 №11-35976-/15)[1].
Законом о профсоюзах предусмотрено, что профсоюзные организации действуют на основе единого устава – устава профсоюза (вне зависимости от наличия у них собственных уставов). Устав профсоюзной организации (в случае его принятия, если указанная возможность предусмотрена уставом профсоюза) не должен противоречить уставу профсоюза, в структуру которого она входит. Профсоюзные организации руководствуются в своей деятельности решениями органов профсоюза, в том числе утвержденными ими внутренними регламентами и локальными нормативными актами (ст. 3, 7 Закона о профсоюзах, ст. 21, 32 Закона об общественных объединениях, ч. 5 ст. 52 ГК РФ).
Аналогичной позиции по вопросу деятельности первичных профсоюзных организаций на основе единого устава профсоюза придерживается Министерство юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 24.03.2016 №11/32853-СГ)[2].
Из закрепленных в статье 3 Закона о профсоюзах понятий «член профсоюза», «первичная профсоюзная организация», «общероссийский профсоюз» следует, что профсоюзные организации, действующие в структуре общероссийского профсоюза, самостоятельного членства не имеют. Члены профсоюза объединены в общероссийский профсоюз, а их права реализуются профсоюзом, в том числе через образование в соответствии с уставом профсоюза его структурных подразделений – первичных и иных профсоюзных организаций (организаций, входящих в структуру профсоюза). Такие структурные подразделения, в которых члены профсоюза лишь состоят на учете, могут действовать с регистрацией в качестве юридического лица либо без таковой (ст. 2, 3 и абз. 9 ч. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах).
При этом законодательством Российской Федерации установлено право выхода из профсоюза его членов (физических лиц), а право выхода структурных подразделений – профсоюзных организаций (юридических лиц) не предусмотрено (ч. 2 ст. 123.6 ГК РФ, ч. 2 ст. 2 Закона о профсоюзах).
В соответствии со статьей 3 Закона о профсоюзах первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя – индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.
Аналогичное право общественных организаций и их структурных подразделений осуществлять свою деятельность на основе единого устава предусмотрено статьей 32 Закона об общественных объединениях.
Статья 7 Закона о профессиональных союзах устанавливает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов.
То есть структурные подразделения общероссийского профсоюза вправе осуществлять деятельность на основании собственных уставов, если это предусмотрено уставом профсоюза, в структуру которого они входят.
Так, в частности, Устав Общероссийского Профсоюза образования предусматривает, что первичные профсоюзные организации действуют на основании единого устава – устава Общероссийского Профсоюза образования (в соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах). Уставом Общероссийского Профсоюза образования не предусмотрена возможность осуществления деятельности организаций профсоюза на основании собственного устава (устав профсоюза принят общим решением на съезде общероссийского объединения, который является высшим руководящим органом).
Определяя нормативно-правовую базу в системном и правовом единстве, следует отметить, что правовой статус общероссийских отраслевых профсоюзов, их структурных подразделений определен статьей 30 Конституции Российской Федерации, ГК РФ, Законом о профсоюзах, Законом об общественных объединениях, Законом о некоммерческих организациях и конкретизируется в уставе соответствующего профсоюза.
Галина РОЖКО, заведующая правовым отделом – главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета
[1] Официальный ответ Минюста России по запросу Общероссийского Профсоюза образования о разъяснении в системном единстве норм законодательства Российской Федерации, регулирующего правовое положение и определяющего особенности правового статуса общероссийских отраслевых профсоюзов.
[2] Официальный ответ Минюста России по запросу Федерации независимых профсоюзов России о разъяснении в системном единстве положений законодательства о некоммерческих организациях, общественных объединениях и профсоюзах в части осуществления деятельности всех организаций общероссийского отраслевого профсоюза, входящих в его структуру.
Комментарии