Международные исследования показывают: американские школьники уступают своим европейским и южно-азиатским сверстникам по уровню учебных достижений, особенно по естественно-математическим дисциплинам. Последние данные TIMSS опять оказались неутешительными. Ученики «началки» еще более-менее конкурентоспособны, но вот в средних классах и в высшей школе уровень обученности резко падает.
«Что происходит?» – спрашивают не только педагоги, ученые, методисты – работники сферы образования, но и политики, бизнесмены, общественность. Тревога связана с тем, что американцы справедливо считают: если школа выпускает людей, уровень образования которых не соответствует мировым стандартам, это угрожает национальной безопасности. Ведь выпускники идут в университеты, получают профессию, устраиваются на работу. Таким образом, двоечник может стать плохим специалистом. И не исключено, что этот плохой, неграмотный работник будет трудиться в отрасли, которая обеспечивает безопасность страны: заниматься обороной или обеспечением жизнедеятельности, займет место в системе коммуникаций, устроится в банк…
Не случайно в США была создана специальная комиссия по проблеме стандартов образования. В нее вошли сенаторы, президент Академии наук, президент фирмы «Интел», лучшие учителя, а возглавил астронавт Глен. Несколько лет назад комиссия сделала доклад президенту Соединенных Штатов под названием «Пока не поздно». После этого комиссия Глена прославилась и в России. Ведь и нам очень близко то, о чем говорится в докладе: «Комиссия убеждена, что на заре нового столетия и тысячелетия будущее благосостояние нашего государства зависит не только от того, насколько мы хорошо обучаем детей в целом, но и от того, насколько мы хорошо обучаем естественным, фундаментальным наукам и математике. Эти науки дают нам продукты, уровень жизни, экономическую и военную безопасность, которые будут поддерживать нас как дома, так и во всем мире».
Раз экономическое благосостояние страны и ее безопасность зависят от успеваемости школьника, решили прагматичные американцы, значит, надо давать больше денег на научные исследования и разработки. Статданные говорят о том, что в 2003 году государственное финансирование в этой сфере составило 40,1 миллиарда долларов, почти в два раза больше, чем в 1993 году. Конечно, львиную долю средств получают медицина и биология – эта пара «заработала» 54% всего государственного финансирования науки. Но и социальным наукам кое-что перепало – 1,6 миллиарда, в том числе педагогике досталось 597 миллионов долларов.
Особенно усердно государственные и частные фонды спонсируют исследования в области подготовки учителя. Опять-таки вполне логично: уровень обученности школьников должен поднять учитель, значит, школе надо дать педагога «со знаком качества». Как же подготовить такого чудо-учителя? На этот вопрос в числе других американских вузов пытается дать ответ Техасский университет в Эль-Пасо. В последние годы он получил два крупных гранта, направленных на совершенствование подготовки учителя естественно-математического цикла, – грант Национального научного фонда в размере 29 миллионов долларов и десятимиллионный грант фонда Карнеги в номинации «Учителя для Новой Эры». Кроме Техасского университета, в этой номинации премированы еще девять лучших центров подготовки учителя в США, в том числе Стэндфорд, университеты Висконсина, Вашингтона.
Расскажем немного подробнее об инициативе «Учителя для Новой Эры». Исследования влияния подготовки учителя на успеваемость школьников опираются на три важнейших принципа. Первый – если создатели программы подготовки учителя в вузе или учитель в школе принимают решение использовать какую-то конкретную методику, то этот выбор должен быть обоснован. Должны быть доказательства, что эта методика, подход дает хороший результат.
Второй принцип – взаимодействие предметных преподавателей и преподавателей педагогических дисциплин. Они не могут вести разрозненное преподавание.
Третий принцип – клиническая модель подготовки учителей. Как учат медиков? Большая часть времени уходит на интернатуру, в этот период студенты работают помощниками врачей в реальных медицинских учреждениях, делают то же, что и дипломированные специалисты, только под наблюдением опытных наставников. К сожалению, в американской системе подготовки учителей педпрактика занимает гораздо меньше времени. Это большой недостаток, который негативно влияет на качество подготовки преподавателя. Клиническая модель переводит подготовку учителя в школу. Здесь знания даются интегративно – предметные вместе с педагогическими, и все это делается непосредственно в школьных аудиториях. Учителя проводят уроки, анализируют их и опять возвращаются в классы. Ведут занятия командой. Главный плюс клинической подготовки – учителя уже в стенах университета приобретают опыт, знания, направленные на повышение успеваемости ученика. Выпускнику клинической программы подготовки не надо год, два, три на «раскачку». Он уже готовый специалист. И его практические навыки четко ориентированы на результативность учебного процесса.
Еще один важный результат, который ждут от грантополучателей различные фонды – уменьшить текучесть педагогических кадров. Как и у нас, в России, в США выпускники вузов, получившие диплом учителя, не хотят работать в школе. В первые пять лет после выпуска тяжелую и не слишком высокооплачиваемую работу бросают от 30 до 50 процентов педагогов. Многие школьные округа остаются без учителей. Управления образования всячески завлекают преподавателей, дают надбавки к зарплате. Было время, когда один из школьных округов в Далласе выписывал учителей из Малайзии.
Считается, что плохо подготовленный учитель, который не может эффективно работать, скорее уйдет из школы. Конечно, это не единственная причина. Например, зачастую молодые специалисты не получают поддержки администрации. Все эти факторы исследуются в рамках грантов.
Работа продолжается. И когда будут получены результаты, кто знает, может быть, и российская система образования сможет что-то позаимствовать у американцев. Ведь и мы заботимся о своей национальной безопасности.
Оксана РОДИОНОВА, Мурат ЧОШАНОВ, доктор педагогических наук, профессор Техасского университета
Комментарии