У классного руководителя – особая миссия, личностно-созидающая! Это особая роль. Это защита, поддержка растущего человека. И прежде всего – защита перед одноклассниками. Моя задача – дать максимальную возможность всем ребятам позитивно раскрыться друг перед другом.
На первом же классном часе в пятом классе мы разработали и приняли «Золотые правила нашего класса»:
Мы все равны друг перед другом!
Каждый – часть нашего класса: успехи каждого радуют нас, проблемы каждого огорчают нас!
Каждый из нас неповторим, уникален!
Стремись быть лучше! Стремись быть добрее! Стремись приносить пользу классу!
Не бойся ошибок! Каждый имеет право на ошибку.
Первое средство защиты ребят – это создание коллектива. Ибо коллектив – средство, условие созидания личности ребенка. Создать крепкий, теплый ребячий коллектив друзей, в котором каждому будет психологически комфортно, душевно уютно! Главное для меня – желание детей участвовать в разных делах, придумывать свое, знать, что все голоса будут обязательно услышаны в общем хоре. Главное – сохранить всех, успеть помочь каждому, «завоевать» свою высоту. Задача классного руководителя – объединять, соединять, защищать.
Этому способствуют своеобразные «психолого-аналитические» действия. Понедельник. Утро начинается с позитивного настроя. Ребята (и я вместе с ними) создаем энергетический круг, взявшись за руки, и мысленно желаем себе, всем успеха, радости, добра, здоровья. В субботу у нас – «круг доверия»: самоанализ недели, что было хорошего, что нас порадовало, благодарим друг друга. Что не удалось, почему? Какие обиды, огорчения были? Как их избежать в дальнейшем? Заканчиваем всегда на позитивных моментах, определяя «Лучшего ученика недели», «Лидера недели», «Мистера преодоление». Ребятам нужны такие откровенные, доверительные разговоры, которые формируют у них навыки рефлексии, основы коммуникативной культуры.
Как известно, семей, способных воспитывать своих детей, сознательно относиться к родительским обязанностям, немного – около 20%. Остальные нуждаются в различных приемах педагогической и психологической помощи, в выработке четкого взгляда на принципы семейного воспитания. Особенно это касается молодых родителей, которые чувствуют себя неуверенно. Многие испытывают нужду в конкретной педагогической помощи и советах.
С этой целью разработала и внедрила курс «Основы семейной педагогики», который включает не только лекции, консультации, психологические тренинги, но и совместно с детьми ролевые, деловые игры, коллективные творческие дела. Очень уместным и полезным стал эпистолярный жанр общения с родителями. В конце сентября каждая семья получила от меня письмо, в котором я изложила «свое виденье» их ребенка, мое открытие и предложила индивидуальную мини-программу развития личности их ребенка. Поинтересовалась: согласны ли они со мной, совпадают ли наши планы? Как и следовало ожидать, не все ответили, но реакция родителей была положительной. Сегодня в классе есть группа поддержки среди родителей, которые заинтересованы в развитии детского коллектива как оптимального условия развития их детей.
Для меня, как учителя истории, классного руководителя, архиважной задачей является воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение истории Отечества, истории военного искусства.
Формируем уважительное отношение к символике Российской Федерации. Воспитываем уважительное отношение к ветеранам войны, труда, к пожилым людям.
Галина БОНДАРЕВА, учитель истории, Менделеевск, Республика Татарстан
Комментарии