Поздняя осень не располагает к путешествиям, куда приятнее сидеть дома в тепле. И все же неожиданный звонок из Нижегородского педвуза – очень ждем вас в гости накануне юбилея – был приятен.
Отправляясь в командировку, я знала лишь, что Нижний – “карман” России и что здесь родился главный писатель соцреализма – Максим Горький. И еще – именно здесь сливаются две великие русские реки Волга и Ока. А на Стрелке – месте их соединения – стоит собор Александра Невского.
– Обязательно посмотри Нижегородский кремль, – напутствовали меня друзья перед командировкой. – После Московского, он второй в России. И оказалось, далеко ходить не надо. Нижегородский педуниверситет как раз в самом центре города, напротив башен древнего кремля. “Центрее” не бывает, именно так любит говорить его ректор Виктор Глуздов.
В начале декабря Нижегородский педуниверситет отметил 90-летний юбилей. Но, оказывается, учить здесь начали намного раньше. Не каждый провинциальный педвуз может похвастать традициями, возникшими еще с ХVIII века. Нижегородцам же есть что показать.
– Нашему зданию более 150 лет, – рассказывает ректор Виктор Андреевич Глуздов. – Приходится всерьез заниматься ремонтом. Вот снова крыша начала течь, – жалуется ректор на извечные для российских учебных заведений проблемы. – И, как везде, не хватает площадей. Хотя университет занимает 5 корпусов, есть у нас и два общежития, ведь иногородних больше половины. Можем похвастать и своей спортивно-оздоровительной базой. Правда, наша агробиостанция в плачевном состоянии – нет денег. А еще одна серьезная проблема, думаю, общая для всех провинциальных высших учебных заведений России – сейчас, когда вступает в силу президентская программа, может случиться так, что сельская школа будет лучше обеспечена компьютерами, чем педагогический вуз.
Впереди только французы
Моя экскурсия начинается с музея Нижегородской мужской гимназии. Оказалось, что по приказу Екатерины II в 1786-м здесь было открыто главное народное училище. А с 1808 по 1918 год тут находилась Нижегородская мужская гимназия, в которой учились знаменитые писатели-разночинцы Боборыкин, Мельников-Печерский, старшим преподавателем физики одно время работал отец Ленина Илья Ульянов.
– Пойдемте на технолого-экономический факультет, – предложил мне Виктор Андреевич, – оказалось, что большинство специальностей на этом факультете открылись лет семь назад: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, черчение, экономика.
– Конечно же, мы в основном готовим учителей технологии рисования, черчения, ОБЖ. Но очень много наших ребят, особенно специализирующихся в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, находят себе работу в детских и юношеских домах творчества, ведут разнообразные кружки.
В том, что здесь действительно учатся талантливые ребята, я убедилась, заглянув в мастерские, – тут готовились к выставке рисунков, в другой мастерской красовались готовые гобелены, батики, разнообразные глиняные скульптуры.
– Наверное, одна из главных особенностей нашего вуза – то, что мы из 24 наших специальностей не открыли ни одной непедагогической, – с гордостью сообщает ректор. – Все наши направления так или иначе связаны с образовательной сферой, хотя, скажем, в программу обучения на ТЭФе входят экономика швейного производства, основы художественной графики, конструирование и моделирование одежды, компьютерная бухгалтерия, операционные системы и интернет-технологии. Выпускников психолого-педагогического факультета готовим к социальной работе. – К открытию новых специальностей относимся с особой осторожностью. И тем не менее на месте стоять нельзя – в ближайшем будущем планируем ввести новую специальность – философию и расширить перечень специальностей по физике, химии, на психолого-педагогическом факультете собираемся открывать коррекционную психологию. Мы учитываем то, что сейчас работают школы разного типа – гимназии, лицеи, поэтому собираемся расширять магистратуру по разным специальностям, учителям, преподающим в таких школах, понадобятся дополнительные знания.
– Знаете, с какой парадоксальной ситуацией мы сейчас сталкиваемся? – включается в разговор первый проректор НГПУ Лев Шапочников. – Увеличилось количество ребят, желающих учиться на платном отделении. Хотя хронически не успевающего студента никакие деньги не спасут – все равно отчислим, к качеству знаний мы относимся серьезно.
– А еще, – продолжает Лев Евгеньевич, – мы никогда не забывали о воспитании студентов. Для будущих педагогов это, наверное, особенно важно. Наш вуз тесно работает с Нижегородской епархией, с другими конфессиями. На базе университета создан Центр русской духовной культуры. Если говорить о художественно-эстетическом воспитании, то у нас создан и эстетический центр. Есть многолетний опыт сотрудничества с театрами: шестой год действует проект “Театр и образование”. Все наши первокурсники – а их у нас в этом году тысяча – получают бесплатный абонемент в театр оперы и балета. За год наши ребята посещают 8-9 спектаклей. Это ведь не просто походы в театр, перед посещением мы готовим их к восприятию постановки, потом наши ребята встречаются с актерами, режиссерами, обсуждают увиденное. Этот проект входит в учебную программу по культурологии.
А ну-ка, парни!
Довелось мне встретиться и с министром образования Нижегородской области Сергеем Наумовым.
– Не секрет, что, получив диплом педвуза, многие выпускники связывают свою дальнейшую судьбу с чем угодно, но только не со школой. Поэтому у нас создана специальная губернская программа “Педагогические династии”, – сообщает мне Сергей Васильевич. – Для ребят из семей педагогов – льготные условия поступления. Они с детства знают, что такое учительский труд, секреты профессионального мастерства им передаются в семье. К сожалению, – продолжает Сергей Васильевич, – большинство учителей сегодня не хотят, чтобы их дети выбрали такую же профессию.
Знаете, каких вакансий по области сейчас больше всего? И в селе, и в городах Нижегородской области не хватает учителей физкультуры и иностранного языка. Физкультуры – потому что на факультет физического воспитания в основном поступают парни.
– Между прочим, – включается в разговор ректор, – в этом году небывалый наплыв мужчин в наш вуз – 212 человек – это 30 % от всего набора, в основном на естественно-географический и исторический факультеты, на факультет физического воспитания. Жаль, что многие из них, даже желая работать в школе, имея к этому склонности, вынуждены будут уйти. На учительскую зарплату семью не прокормишь. Нехватка учителей английского объясняется просто – кто хорошо знает язык, находит себе работу более перспективную в денежном отношении, чем школа. У нас ведь в Нижнем есть прекрасный Лингвистический университет, – продолжает Виктор Андреевич, но вся беда в том, что его выпускники уж слишком хорошо владеют языком. И по этой причине до школы они не доходят. Находят себе высокооплачиваемую работу. Не скажешь же преподавателям – учите хуже. Поэтому по просьбе Департамента образования мы стали готовить учителей иностранного.
Обеспечить село учительскими кадрами нам помогает целевой набор. Ежегодно к нам поступают 260-300 человек из глубинки, открыты также педклассы для сельских ребят, они тесно с нами сотрудничают, ведут научно-исследовательскую работу. Выпускники из целевого набора возвращаются в школу. По крайней мере 90% из них. В то время как из обычного набора – только 64%.
Чтобы обеспечить села учителями, мы создали центр одаренных детей. В лицей, на базе которого центр работает уже 3 года, берем сельских ребят в 9-11-й класс. Занятия там ведут наши вузовские преподаватели. Кроме обычных предметов, идет профориентация на педагогику. Ребята ходят в театры, музеи, “вращиваются” в городскую культуру. И в то же время, отучившись, возвращаются домой.
…День в Нижнем неожиданно стал для меня чуть ли не целой эпохой. И не только в понимании, насколько богата наша земля искренними и добрыми людьми, настоящими профессионалами, но и в осознании – возрождение России пусть медленное и незаметное, но идет. И у педвузов особая миссия – они учат учителей, а значит, закладывают нравственные основы для будущих поколений.
Светлана РУДЕНКО
Нижний Новгород
Комментарии