search
main
0

Особая миссия. Главный хранитель культурообразующей среды – педагог

Одна из острых проблем современного воспитания состоит в том, сможет ли среда, окружающая ребенка, стать социализирующим фактором и обеспечить «культурное русло» для его индивидуального развития? Что станет определяющим в развитии личности в условиях современной действительности – школа или улица, культура или контркультура? Очевидно, что ответами на эти важные вопросы служат действия, направленные на укрепление культурообразующего потенциала школы, на проектирование культурообразующей среды школы как пространственной атмосферы, духовно питающей личность ребенка.

Что представляют собой культурные модели школ? К числу таких школ принадлежит лицей №62 Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, в статусе республиканской площадки реализующий экспериментальную программу «Формирование культурообразующей среды образовательного учреждения». Лицей – одно из инновационных учреждений с богатыми исследовательскими традициями. Он носит звания «Школа года России» (2001 год) и Академическая школа (2004 год), награжден дипломами «Знак качества образования за многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников» и «Школа высшей категории 2004», включен в энциклопедию «Лучшие школы России».

В своей инновационной деятельности педагогический коллектив лицея исходит из отношения к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где осуществляется природо- и культуросообразное развитие личности ученика, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры и приобретение опыта культурного поведения.

Подводя итоги многолетней и плодотворной работы по научно-методической теме «Формирование позитивной «Я-концепции» ученика и учителя в учебно-воспитательном процессе», педагогический коллектив лицея выделил для дальнейшего исследования проблему становления гуманитарной культуры личности ученика через формирование культурообразующей среды лицея.

Что представляет собой культурообразующая школьная среда? Это совокупность предметно-пространственного, информационного и событийного окружения ученика в пространстве школы, реализующая культурную миссию образования. Такая среда не возникает сама собой ни в школьном здании, ни на уроке, ни в ученической среде. Как и любая другая развивающая среда, культуросообразная среда школы должна быть грамотно спроектирована и организована.

Педагогический аспект управления процессом формирования культуросообразной среды лицея представляет собой четкую образовательную стратегию со следующими принципами: усиление культурной направленности всех составляющих школьной среды; развитие и наращивание субъектной сущности «Я» ребенка; обеспечение индивидуально-творческого подхода к обучению и воспитанию; диалогизация образовательного процесса; сотрудничество и сотворчество его субъектов; психолого-педагогическое диагностическое сопровождение образовательного процесса.

Цель создания культурообразующей среды определена коллективом как организация таких условий обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию духовно-нравственной и интеллектуальной культуры, культуры жизненного и профессионального самоопределения, экологической культуры и культуры здоровья, педагогической культуры родителей и профессионально-педагогической культуры учителей. Исходя их этого определены и задачи развития образовательной деятельности: в содержательном компоненте – реконструкция содержания образования с позиций культурологического подхода, усиление гуманитарного и гуманистического аспектов; в методическом – активное внедрение диалогового и проблемного обучения, поисковых и личностно ориентированных методик; в предметно-пространственном – следование эстетическим канонам школьного дизайна, создание комфортных условий для внутришкольной жизнедеятельности; в организационно-управленческом – развитие управленческой культуры.

Какие условия создаются в лицее в целях превращения внутришкольного пространства в культурообразующую среду? Во-первых, идет облагораживание и «очеловечивание» предметно-пространственной среды лицея, достижение внешней красоты внутреннего убранства школьного здания, развитие активной заботы и хозяйского отношения детей и взрослых к предметному миру школы. Во-вторых, ведется вдумчивая педагогическая работа над повышением культурного уровня поведенческой среды как целой гаммы отношений учеников, педагогов и родителей между собой. В-третьих, усиливается личностно-ориентированная направленность учебно-информационного окружения учащихся, развитие их интеллектуального и познавательного потенциала. В-четвертых, осуществляется педагогическое и психологическое влияние на событийную среду как совокупность событий, попадающих в поле зрения школьников, служащих предметом анализа и оценки, поводом к размышлению и основанием для жизненно важных выводов.

Главным созидателем и хранителем культурообразующей среды образовательного учреждения, несомненно, остается педагог. Педагоги лицея осознают и учитывают факт – культурой нельзя вооружить как знаниями, ее невозможно сформировать как умение или навык. К культурным ценностям ребенка можно лишь приобщить на личностно смысловом уровне, ибо культура осваивается и присваивается в результате собственной сложной сознательной интеллектуальной, духовной или практической деятельности. Поэтому школа, если она стремится к культурной модели, не только расширяет культурное информационное поле учащихся, но и чаще ставит их в условия, когда они сами начинают действовать культуросообразно, умно и творчески, включаются в широкую культурную деятельность.

Гузель ГАЙСИНА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте