search
main
0

Особая личность. Хочет учиться в обычной школе

В 142-й московской школе прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования. Темой обсуждения стало образование для детей с ограниченными возможностями. Казалось бы, что может решить одно заседание даже такой уважаемой организации, как РОСРО, даже при участии таких уважаемых людей, как заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег СМОЛИН, председатель Комитета по правам человека при Президенте РФ Элла ПАНФИЛОВА, ректор Высшей школы экономики Ярослав КУЗЬМИНОВ? Оказывается, многое. За одну трехчасовую встречу можно не только обозначить проблемы этой сферы образования, но и наметить пути их решения. И первое – определиться с терминологией. На эту тему было сломано немало копий. Известно, что слово «инвалид» на Западе считается некорректным. Но кажется, всех примиряет вариант, предложенный Олегом Смолиным: дети «с ограниченными возможностями здоровья». Ибо разве есть ограничения для духа и талантов ребенка?

Право на выбор

Факты. Несмотря на то, что в соответствии с законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальным программам на дому, в специальных коррекционных образовательных учреждениях, на сегодня примерно 45% (200 тысяч) детей-инвалидов школьного возраста нигде не учатся.

Лишены образовательных услуг и ребята, изолированные от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Их ни много ни мало 29 тысяч! Причем больше десяти тысяч из них лишены даже воспитания, потому что считаются «необучаемыми» и потому что воспитателей рядом с ними нет – в этих детских домах-интернатах такая должность не предусмотрена.

Выводы. Необходим отдельный закон, защищающий право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, многие годы первая редакция такого закона отклонялась в верхах – то первым президентом России Борисом Ельциным, то Государственной Думой. Сейчас рабочая группа практически завершила работу над новым законопроектом. Это не отдельный законодательный акт, а Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья). Тем не менее в этот документ внесены все концептуальные идеи. Какие именно, рассказывает один из разработчиков, Олег Николаевич Смолин: «Мы предусматриваем обязанность государства оказывать раннюю коррекционную помощь. Реабилитация на ранней стадии позволяет многим детям скорректировать проблемы психического и физического развития и оказаться среди детей с обычными возможностями здоровья. Следующая позиция – этот закон должен сохранить действовавшие до принятия федерального закона №122 о монетизации социальные гарантии для тех, кто учится, в частности, в специальных образовательных учреждениях. Далее, мы считаем, что каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья должно быть обеспечено право получения полноценного образования. Если родители хотят, чтобы их ребенок учился в специальном образовательном учреждении, соответствующий субъект Федерации должен создать такое образовательное учреждение на своей территории или оплатить образование ребенка с такими нарушениями в специальном образовательном учреждении на территории другого субъекта РФ. И, наконец, очень важная позиция, связанная с развитием интегрированного обучения. Насколько я могу судить, существуют три основные модели. Первая – наша отечественная, согласно которой абсолютное большинство людей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных образовательных учреждениях. Вторая модель американская: подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья должно учиться в условиях интегрированного обучения вместе с обычными детьми. И третья модель смешанная. Пафос законопроекта, который мы сейчас подготовили, заключается в том, что родитель должен получить право выбора, в каком учебном заведении он хочет обучать ребенка».

Минус сто интернатов

Факт. Сегодня не существует единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. В Самарской области система специального образования была до недавнего времени такая же, как везде. Пока власти не стали сопоставлять цифры. Они заметили, что за пять лет, с 1995 по 2000 год, число детей с отклонениями в здоровье выросло на 45%. При этом оказалось, что дошколят в системе специального образования 7,5 тысяч, а школьников уже 19 тысяч. Почему? «Совершенно очевидно, – объясняет консультант отдела общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Самарской области Ульяна КОСАРЕВА, – что, если у ребенка есть проблемы в развитии, с ним нужно начинать работать как можно раньше. Решили создать региональную систему ранней помощи ребенку в семье. Региональные власти нам помогли, у нас была целевая программа, которая поддерживалась, в том числе и финансово. За 2001-2004 годы мы выстроили областную систему ранней помощи, в нее входят областная лаборатория и 12 территориальных служб ранней помощи. В 2004-2005 году службы вышли на проектную мощность. За эти годы в них обратились 6,5 тысячи семей, 3,5 тысячи попали в постоянную системную работу. 1800 детей были выпущены. Из них 80% достигли уровня возрастной нормы. А что такое 1400 детей? Это 1000 специальных классов, или сто интернатных учреждений. За четыре года, с 2001-го по 2005-й, количество школьников с отклонениями в здоровье снизилось на 30%. Это именно те дети, которых мы успели скорректировать до начала школьного обучения».

Инклюзив –

это просто… жизнь

Факты. Дети с ограниченными возможностями здоровья практически не могут получить образование в специальных учреждениях по месту жительства. Слишком мало коррекционных образовательных учреждений в стране – всего 4% от общего количества школ. По этой причине 70% учеников спецшкол вынуждены учиться и жить в интернатах. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могли бы заниматься в обычных школах, но им просто-напросто недоступны школьные лестницы, классы, места общего пользования…

Выводы. Обсудив образовательные проблемы детей-инвалидов, участники заседания сформулировали рекомендации, в которых есть такое предложение: «РОСРО считает, что в сегодняшних условиях, когда ситуация продолжает усугубляться, важной задачей является внедрение и развитие в России интегрированного (инклюзивного) образования в системе общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Инклюзивное образование – новое слово для многих учителей и управленцев. А ведь школы, вузы и даже специальные центры для дошколят, где учатся, воспитываются, общаются здоровые дети и ребята с ограниченными возможностями здоровья, существуют во многих российских регионах. На заседании РОСРО представители инклюзивных учебных заведений рассказывали о своем опыте. Челябинский региональный центр образования инвалидов и СШ №14 города Калининграда, центр психолого-медико-педагогического сопровождения «Тверской» и центр образования «Технология обучения»… Накоплен немалый опыт не только удач, но и ошибок, трудностей, проблем. Надо его обобщить, проанализировать, сделать выводы, помочь тем, кто создал в своем городе возможность учиться вместе детям с любыми физическими и интеллектуальными особенностями развития.

В том, что инклюзивное, интегрированное образование необходимо, сомневаться не приходится. Судьба сотрудницы региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Юлии СИМОНОВОЙ – еще один сильный аргумент «за»: «Будучи в 5-м классе, я получила травму, в результате стала передвигаться на инвалидной коляске. Школьная пора оборвалась в один день. С 5-го по 10-й класс я обучалась на дому. Я лишилась возможности общаться со сверстниками, у меня пропало желание стремиться к чему-то новому. В старших классах я поехала по программе обмена в США, училась там целый год в обычной общеобразовательной школе. И я увидела разницу: как могут и должны обучаться дети с инвалидностью. Школа дает навыки общения, воспитывает в детях чувство ответственности, самостоятельность, дисциплину, в конечном итоге формирует человека как личность. Почему же дети с инвалидностью должны быть лишены этого? Я работаю в общественной организации инвалидов «Перспектива», преподаю английский язык детям, учусь на 4-м курсе столичного института переводчиков, вожу машину, мечтаю выйти замуж, родить ребенка, воспитать его».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте