Преподавание предмета нацелено на развитие личности школьника, в том числе духовно-нравственное. В результате освоения курса ученик должен быть приобщен к российским традиционным духовно-нравственным ценностям.
По новым ФГОС, школам нужно включить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в свой учебный план, исходя из того, какие учебные курсы или модули выбрали ученики и их родители. Это может быть как отдельный урок, так и курс или модуль в составе другого предмета (истории, МХК), или внеурочный курс, или предмет формируемой части учебного плана.
В концепции преподавания предметной области ОДНКНР сказано, что она является одной из составляющих единого учебного и воспитательного процесса и нацелена на развитие личности обучающихся, включая духовно-нравственное развитие, и должно иметь результатом, в том числе, приобщение учеников к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, включая соответствующие им культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Это формулировки, характерные для любого официального документа. Учителям от них легче не становится, тем более что проблем с преподаванием предметной области – выше крыши. Сетевое издание «Учительская газета» познакомилось с концепцией преподавания ОДНКНР и рассказывает об этих проблемах. К счастью, о них не молчат. И первая проблема касается преподавания. Опыт его пока относительно небольшой и недостаточно упорядоченный, отсюда и вопросы.
Проблемы мотивации
Чего греха таить: к предмету не испытывают особого интереса ни школьники, ни сами учителя, ни общество в целом. Как следует из концепции, чтобы переломить ситуацию, нужно подробно разъяснить содержание и структуру предметной области ОДНКНР, обосновать ее конкретные цели и задачи, выявить ее значимость для воспитательной практики современной школы и ее научного потенциала в интеграции предметных знаний. Очевидно, что никаких разъяснений пока нет. Вместе с тем уточнение содержания ОДНКНР помогло бы учителям создать ценностно-насыщенную среду, конструировать учебные ситуации, требующие осознанной нравственной позиции и свободного нравственного выбора. Пока же педагогам приходится самим и насыщать, и конструировать, и анализировать. Может быть, поэтому особого интереса к предмету учителя не испытывают?!
Проблемы содержания
Содержание ОДНКНР должно строиться на учете региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России как многонационального государства, говорится в концепции. И предлагается разработать единую федеральную программу, основанную на ценностно-мировоззренческом, культурологическом и историческом подходах. «Сочетание данных подходов позволит соотносить светский характер обучения в образовательных организациях с освоением традиционных духовно-нравственных ценностей народов России, которые лежат в основании их культур и определены в соответствующих законодательных актах», – сказано в документе.
Далее речь в нем идет о том, что исторический аспект формирования ценностей раскрывается через историко-культурные экскурсы в историю России и ее регионов, народов и государствообразующих религий, фольклор, историю языка, литературы. Культурный компонент – это не только знакомство с достижениями культуры народов России, в том числе современной, но и изучение закономерностей функционирования культуры, ее особенностей и аксиологических оснований. Религиозный компонент – это история государствообразующих конфессий, духовно-нравственные принципы религий. Учителям предлагается строить работу по предмету, используя культурологический принцип, принцип историзма и принцип научности и др.
Проблемы методики
Методические проблемы решить так же сложно, как и содержательные. Если не сложнее. ОДНКНР – обязательны и должны быть представлена в учебных планах школ. И здесь парадокс: в учебный план ОДНКНР нужно включить, но в стандартах не описаны составляющие учебные предметы предметной области. Выход вроде бы есть: можно изучать ее через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Но, думается, и здесь у всех участников образовательного процесса возникают вопросы. Вот почему давно назрела необходимость в создании единой федеральной программы с едиными требованиями к результатам образования, комплектом учебно-методических материалов для педагогов, родителей и детей.
В концепции указывается, что критерии оценки должны быть понятны, прозрачны, должны обеспечивать, в первую очередь, не предметных, а личностных компетенций учеников, которые при этом не подлежат непосредственной оценке ни с точки зрения промежуточного уровня духовно-нравственного развития ребенка, ни при оценке качества образования. Что же делать? В концепции предусмотрена система оценки образовательных достижений, которая основана на методе наблюдения. Она включает в себя:
- педагогические наблюдения;
- педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- проектные работы учеников, фиксирующие их достижения в учебе и взаимодействие в социуме (классе);
- мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности (включают) традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций детей.
Кадровые и организационные проблемы
Теперь уже официально признано: за годы преподавания ОДНКНР в школах так и не была выработана система подготовки и дополнительного образования учителей этой предметной области, а профессиональная поддержка учителей ОДНКНР носит несистемный характер. Если концепция будет реализована в полной мере, то, как запланировано, появится специальная программа для педагогов предметной области ОДНКНР, а также программа повышения их квалификации. Для этого намереваются создать единый педагогический банк данных по ОДНКНР, установить связи с общеобразовательными организациями и учреждениями, специализирующимися в области духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, для консолидации усилий в рамках реализации ОДНКНР.
Таким образом, говорится в документе, будут выявлены, обобщены и распространены наиболее успешные педагогические практики преподавания ОДНКНР. Хорошо бы еще получить четкие пояснения относительно места ОДНКНР в учебном плане, объема учебной нагрузки, чтобы исключить двоякую трактовку нормативных документов.
Комментарии