В 2013 году была апробирована система видеонаблюдения для осуществления общественного контроля за проведением ГИА-9. Общественные наблюдатели, не покидая аудитории, оборудованной системой видеонаблюдения на базе регионального центра обработки информации, осуществляли контроль за проведением государственной (итоговой) аттестации в пунктах проведения экзаменов в Москве. Это позволило им провести независимую оценку корректности и эффективности организации и проведения ГИА-9. Для сокращения сроков рассмотрения апелляций в 2013 году при проведении ГИА были сформированы территориальные отделения Конфликтной комиссии по количеству округов Москвы.
При выборе экзаменов для итоговой аттестации девятиклассники отдают предпочтение обществознанию и иностранному языку из блока гуманитарных предметов, а среди предметов естественно-научного цикла традиционно лидирующие позиции занимает биология. Следует отметить, что в целом приоритет при выборе выпускных экзаменов отдается гуманитарным дисциплинам. На диаграмме 1 приведены данные об участниках экзаменов по разным предметам в процентах к общему числу участников ГИА-9. Наблюдаются существенные различия в выборе экзаменов юношами и девушками (см. диаграмму 2). Юноши чаще девушек выбирают экзамены по физике, информатике, истории и географии. Девушки чаще отдают предпочтение литературе, обществознанию, английскому языку и химии. Самый большой «разрыв» между юношами и девушками на экзамене по физике (76,6% и 24,4% соответственно), а на экзамене по литературе наблюдается обратная картина: 85,5% девушек и 14,5% юношей.Результаты ГИА-9 по предметам оценивали по пятибалльной шкале в соответствии с рекомендациями Федерального института педагогических измерений по переводу тестовых баллов в школьную отметку. В таблице 1 приведены данные о количестве участников каждого из экзаменов и распределении участников по отметкам в соответствии с полученными результатами. На диаграмме 3 приведены данные о проценте учащихся, получивших по результатам ГИА-9 по предметам отметку «2». Наиболее сложными для девятиклассников оказались экзамены по истории и литературе. Низкий процент неудовлетворительных отметок отмечен для экзаменов по физике и географии, а на экзамене по испанскому языку отметок «2» не было. На диаграмме 4 приведены данные об учащихся, получивших отметки «4» и «5».По результатам всех экзаменов, кроме литературы и истории, доля учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, составила более 80%, а по английскому и испанскому языкам – более 90%.Среди группы учащихся, получивших на экзамене отметку «5», можно выделить тех, кто сумел набрать максимальный тестовый балл, не допустив ни одной ошибки. На диаграмме 5 приведены данные о таких учащихся по разным предметам.Наибольший процент учащихся, получивших максимальный балл, зафиксирован на экзамене по информатике (904 человека из 9453 участников экзамена). По русскому языку число учащихся, получивших максимальный балл, составило 2039 человек, по обществознанию – 850 человек. Минимальный процент таких учащихся – на экзамене по математике (0,7%), а на экзамене по французскому языку ни одному участнику не удалось достичь максимального балла.Математика В ГИА по математике в 2013 г. приняли участие 60255 девятиклассников, что составляет 93,8% от общего числа участников итоговой аттестации. По сравнению с прошлым годом количество участников ГИА по математике возросло на 2354 человека. В таблице 2 – результаты по полученным отметкам в сравнении с прошлым годом.Около 90% учащихся показали хороший и отличный уровень подготовки по математике, что свидетельствует о высоком уровне освоения школьного курса. Почти половина учащихся готова к продолжению обучения в профильных классах. Анализ результатов экзамена показывает, что главным при подготовке учащихся к экзаменам стало изучение предмета в полном объеме, что обеспечивает формирование основ математического знания. Важна на этапе подготовки к экзаменам необходимость дифференцированного подхода к учащимся.Русский языкВ ГИА-9 по русскому языку в 2013 г. приняли участие 61779 девятиклассников, что составляет 96,2% от общего числа участников итоговой аттестации в новой форме. В таблице 3 – результаты по полученным отметкам в сравнении с прошлым годом. По результатам экзамена зафиксировано усвоение всех содержательных разделов курса русского языка основной школы. Наиболее высокие результаты продемонстрированы при выполнении тестовых заданий, проверяющих понимание содержания прочитанного текста (А1-А3); знания об основных единицах языка, о базовых правилах орфоэпии и орфографии и умения применять их в процессе языкового анализа (А4-А7).При написании сжатого изложения большая часть учащихся продемонстрировала умение адекватно воспринимать на слух главную информацию исходного авторского текста. Выполнение задания С2 выявило сформированность продуктивных умений создавать связное речевое высказывание в соответствии с заданным типом речи – рассуждение.Затруднения учащихся в основном связаны с умением осуществлять грамматическую трансформацию текста на основе правильного применения приемов его сжатия (С1), а также с умением создавать комментарий к высказыванию на лингвистическую тему (С2).Анализ результатов экзамена показывает, что при изучении базового курса русского языка особого внимания требует работа по развитию у учащихся умений анализа языковых явлений и фактов (опознавательных, классификационных и аналитических) и на этой основе способности к формированию эмоционально-ценных суждений о языке и речи.
Комментарии