Серия статей “Библия и нравственное воспитание в школе”, публикация которой завершилась несколько месяцев назад, вызвала живой и положительный отклик, о чем свидетельствуют тысячи писем читателей “Учительской газеты”. Учитывая столь высокий интерес, в этом номере “Учительской газеты” мы начинаем публикацию новой серии статей тех же авторов под общим заголовком “Основные понятия Библии”. Цель нашей публикации обьясняется во вступительной статье, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. 1. Введение
Никто не может считать себя по-настоящему образованным человеком, не будучи хотя бы немного знаком с Библией, которая оказала и продолжает оказывать столь глубокое воздействие на мировую мысль. Это была самая первая из когда-либо напечатанных книг и первая книга, напечатанная наборным шрифтом (в латинском переводе, в типографии Гутенберга в Майнце, Германия, 1455 г.). Ни одна другая книга не была прочитана таким количеством людей и переведена на большее количество языков, чем Библия.
Читая ее, мы встречаемся со словами и понятиями, которые, будучи, в общем, нам знакомыми, тем не менее не могут быть сразу поняты нами, поскольку они используются в качестве “специальных терминов”. Это не должно притуплять нашего интереса к Библии – наоборот, скорее усиливать его. Ведь в современном мире мы так или иначе должны осваивать специальную терминологию одной или даже многих отраслей знания, и именно в овладевании терминологией и состоит наш главный интерес. Девушка, которая хочет стать хорошим поваром, должна усвоить разницу между различными видами тепловой обработки продуктов и знать, почему для одних используется один процесс, а для других – другой. Юноша, собирающийся стать автомехаником, должен знать, что такое поршень, карбюратор и цилиндр, понимать разницу между бензиновым и дизельным двигателем и разбираться, для чего служат сцепление, коробка передач и акселератор. И каждый из нас, кто хочет (или должен!) научиться пользоваться компьютером, оказывается перед сложной системой специальных терминов, которыми необходимо овладеть.
Как и во всякой другой области, и в Библии владение специальной терминологией ведет не только к более глубокому пониманию предмета, но и дает нам возможность передавать свои знания ученикам в классе, открывая для них целый новый мир.
В серии статей, предлагаемой вашему вниманию, мы изучим специальные термины Библии, а в этом предисловии ограничимся кратким обзором того, что нам предстоит изучить.
Логично начать с понятия Бога, а поскольку одно из важнейших определений Бога – “святой”, то мы начнем именно с этого. Но как раз здесь мы и можем сразу натолкнуться на возражение. “Я не верю в Бога, – скажет кто-то, – поэтому меня вовсе не интересует его “святость”, что бы она ни означала. Я живу, не признавая никаких богов”.
Подобные утверждения заслуживают внимания. Первым двум вполне можно верить; но третье едва ли можно считать состоятельным. Опыт многих веков истории человечества свидетельствует против него. Все зависит, разумеется, от того, что вы имеете в виду под словом “бог”. Миллионы людей во все века, подобно Ницше, приходили к выводу, что “Бог умер”, и решали изгнать из своего сознания всякую веру в единого истинного Бога. До известной степени им это удавалось, но довольно дорогой ценой. Ибо вскоре они убеждались, что жить в абсолютно безбожном мире ни с интеллектуальной, ни с моральной точки зрения практически невозможно. Умышленно или подсознательно они заполняли вакуум, оставшийся после изгнания Единого Истинного Бога всякого рода богами-субститутами, заменяющими Его.
Даже самый стойкий атеист должен рано или поздно ответить на вопрос о том, какие силы вызвали к жизни его самого и всю Вселенную и какие силы в конце концов уничтожат все сущее. Независимо от того, называет он их “богами” или нет, эти силы управляют им, а не он ими. Атеист отвергает идею личного Создателя и приходит к выводу, что его собственное существование, как и существование всего мира, вызвано иррациональными, безличными, слепыми материальными силами. Тем самым он одним ударом разрушает всякую надежду найти в своем существовании какую-то цель. Но затем он обнаруживает, что не может так просто существовать без всякой цели в жизни, без веры во что-то большее, чем он сам, без каких бы то ни было высших ценностей, которые должно уважать, и без того дела, которому можно посвятить себя – а если нужно, то и пожертвовать собой. Поскольку он не может посвятить свою жизнь служению Единому Истинному Богу, он изобретает другие, более мелкие цели – иногда возвышенные и благородные, иногда ничтожные и презренные. Конечно, он не называет их “богами”. Но мог бы назвать и так: результат в конечном итоге тот же самый. В ходе истории люди создали себе богов из чувственных наслаждений (Афродита у греков), алкоголя (греческий бог Дионис или Вакх), войны (помните тевтонских богов войны, которые так вдохновляли немцев еще совсем недавно?), из денег, удовольствий, славы, сотворяли бога из государства или обьявляли богами самих себя (это делали многие диктаторы). Сталкиваясь с необьяснимыми на первый взгляд превратностями жизни, рядовой атеист чаще всего приходит к выводу, что всем правит случай, и покупает лотерейный билет в надежде, что Случай улыбнется ему. Древние греки думали точно так же и создали богиню случайности, назвав ее Тихе. И как древние, так и современные эволюционисты полагают, что в конечном итоге именно благодаря случаю появились люди на земле. Другие принимают противоположную точку зрения, состоящую в том, что люди – это запрограммированные машины и свобода воли есть не более чем иллюзия. Античный мир дал имя и этому представлению: его называли Фатум и из него тоже сделали бога.
Многие века человеческого опыта, таким образом, показали, что вопрос не в том, верите ли вы в Бога или нет, но в том, верите ли вы в Единого Истинного Бога, Который утверждает, что Он – ваш Создатель, или во множество других вещей, подобных перечисленным выше, из которых вы сделали себе богов-субститутов.
Мы начнем с рассмотрения того, что имеет в виду Библия, говоря о святости Единого Истинного Бога. Даже атеист может найти для себя поучительным сравнение своего собственного характера и качеств с характером и качествами своих богов-субститутов.
Разумеется, признав однажды возможность того, что мы, люди, были сотворены личным святым Богом, мы скоро должны будем поднять и вопрос о грехе (и это наш второй специальный термин). Сейчас все здравомыслящие люди выступают против преступности и убеждены, что с ней нужно бороться на основе закона и очень твердо. Существуют тюрьмы и психиатрические больницы для преступников-сумасшедших. Но преступники составляют в обществе лишь очень малую часть. Гораздо более серьезное значение имеет тот факт, что каждый взятый в отдельности член общества в большей или меньшей степени ущербен нравственно. Ни один человек на земле не является нравственно совершенным. Преступники, разумеется, причиняют много вреда и беспокойства. Но обычный человек испытывает гораздо больше страданий от собственного эгоизма, дурного характера или неразумности, из-за которых иногда с ним становится трудно жить даже его лучшим друзьям; от неверности, озлобления, жестоких упреков, психологического насилия со стороны ближних. Все это разрушает семьи, становится причиной разводов и травмирует детей. А история ясно показывает, что во многих странах и во все времена люди гораздо больше страдали от невыполненных обещаний политиков, ложных доктрин и репрессий со стороны правящих классов, чем от преступников, которых власти заключали в тюрьмы.
Как же случилось, что все мы без исключения оказались нравственно ущербными? Может быть, нам стоит обвинить во всем нашу дурную наследственность, заявить, что это невозможно исправить, снять с себя всякую ответственность за свое поведение и превратиться просто в машины? Очевидно только то, что, если мы не установим точный диагноз нашей нравственной болезни, у нас не будет никакой надежды на облегчение, не говоря уже об исцелении.
А поэтому давайте рассмотрим библейский диагноз этого человеческого недуга. “Грех” – это общее понятие, используемое в Библии для обозначения первопричины как самой болезни, так и ее разнообразных последствий. Но общее понятие “греха” включает в себя ряд элементов, обозначаемых в Библии специальными терминами, и их симптомы в отдельных индивидуумах также называются по-разному. Поэтому мы рассмотрим и первопричину, и симптомы, чтобы быть в состоянии судить о том, насколько реалистична предлагаемая в Библии схема лечения.
Общий библейский термин для обозначения этой схемы, конечно же, “спасение”. Но это понятие, требующее внимательного и подробного изучения, ибо не будет преувеличением сказать, что популярное представление о том, что в Новом Завете подразумевается под словом “спасение”, во многих отношениях прямо противоположно его истинному значению.
Популярное представление о спасении сводит его к увещеванию вести достойную нравственную жизнь, ежедневно исправляя свое поведение, стимулом к чему служит неопределенная надежда на рай в сочетании с более реальным опасением попасть в ад. Беда в том, что многим людям это представляется бесспорной истиной. Если ты надеешься когда-то попасть на небо, утверждают они, то вполне очевидно, что ты должен быть хорошим. Если ты не хороший, то ты определенно не попадешь в рай. Эта идея столь глубоко укоренилась в их головах, что они не чувствуют потребности прочитать Новый Завет и проверить, что же там действительно написано. Они просто уверены, что там сказано именно то, что они предполагают.
Но на самом деле учение Нового Завета прямо противоположно этой популярной точке зрения. Термин “спасение” – это не просто синоним морального кодекса, который мы должны соблюдать, чтобы Бог принял нас и дал нам место на небесах. Термин “спасение” имеет буквальное значение. Его номинальная стоимость равна его реальной стоимости. Это предпринимаемая Богом операция по спасению тех, которые никогда не смогли бы спастись сами, как бы они ни старались. Это не наставление о том, как совершать поступки, достаточно хорошие для того, чтобы попасть на небо. Новый Завет прямо и неоднократно утверждает, что спасение не может быть результатом наших дел; это дар Божий тому, кто никогда не смог бы заработать или заслужить его.
И это обьясняет смысл слов, употребляемых в Новом Завете (которые мы позднее рассмотрим) для описания различных составляющих спасения. Одно из них – “искупление” – обозначает цену, которую Бог уже заплатил (а не ту, которую должны заплатить мы), чтобы избавить нас от нравственного и духовного порабощения и сделать свободными. Другое важное слово – “оправдание”. Оно тоже дается по Божьей милости, а не по нашим делам или заслугам. Его цель – оправдать нас перед Богом и даровать нам мир немедленно, здесь и сейчас. Вместо того чтобы пребывать в неопределенности по поводу того, примет нас Бог после смерти или нет, “оправданный” человек может жить с радостным сознанием того, что он уже принят Богом. И термин “примирение”, который мы рассмотрим позднее, подчеркивает этот факт. Христос сделал возможным полное примирение между Богом и человеком, так что мы уже здесь и сейчас, в этой жизни, можем получить мир и быть принятыми в общение с Богом. Тем самым мы уже здесь и сейчас приобретаем “вечную жизнь” и возможность наслаждаться ею. Ибо, вопреки расхожему мнению, “вечная жизнь” – это не то состояние, в которое люди переходят только после смерти. Это жизнь, в которую мы можем вступить и которой мы можем наслаждаться здесь, в этом мире, и должны принять ее немедленно – иначе мы никогда не войдем в нее в будущей жизни.
Однако многие, впервые услышав от кого-то такое изложение учения Нового Завета, считают его совершенно ошибочным, если не абсурдным. Во-первых, говорят они, сводятся на нет все искренние попытки самосовершенствования, если спасение есть не награда за честные труды, а просто дар, данный людям независимо от того, делали ли они доброе или злое, только лишь потому, что они заявили о своей вере. Конечно, говорят они, если человек может быть абсолютно уверен, что он уже спасен “верой, а не делами”, то это означает, что остаток своей жизни он может прожить без всякой моральной ответственности и все равно в конце концов обрести спасение – а это бессмысленно с нравственной точки зрения.
Признаться, эти возражения на первый взгляд имеют некоторую силу; но они основаны на ошибочном понимании Священного Писания и исчезают тотчас, как мы откроем Новый Завет и посмотрим, что же в нем сказано на самом деле. Ни одна книга так настойчиво не говорит о святости, как Новый Завет. Наше изучение “святости”, таким образом, имеет целью установить, что же понимает под этим термином Новый Завет; что он считает единственно приемлемым обоснованием святости (кстати, именно поэтому он утверждает, что спасение должно быть даром, а не платой за святую жизнь) и какую силу он предлагает людям, чтобы они имели реальную возможность прожить по-настоящему праведную жизнь.
Эту силу, говорится в Новом Завете, можно получить при двух условиях, первым из которых является покаяние. Значение этого термина может показаться очевидным. Тем не менее мы увидим, что в Новом Завете этот термин часто несет гораздо более радикальный смысл, чем в нашем повседневном словоупотреблении.
Второе условие – это вера. Но, по мнению многих людей, как раз это и есть самое слабое место христианства. “Религия, – скажут они, – целиком зависит от веры, в то время как наука имеет дело с фактами. Наука, следовательно, имеет твердое основание. Ее правота может быть доказана. Правота христианства не может быть доказана, и поэтому оно не имеет под собой вообще никакой надежной основы”.
Но такие люди забывают о том, что и сама наука в основе своей зависит от веры и что многие общепринятые теории и модели мироздания основаны не на доказанных фактах, а на философских предположениях ученых. Они забывают также о том, что все личные отношения между людьми также основаны в конечном итоге на вере; а поскольку библейский Бог есть личность, а не безличная сила, то и наши отношения с Ним должны неизбежно основываться на вере. Существенным является вопрос: что именно в Новом Завете подразумевается под “верой”? Со всей определенностью можно сказать, что это не означает верить во что-то слепо, без всяких свидетельств. В Библии приведено множество свидетельств, на которых может основываться наша вера.
И наконец, мы рассмотрим то, что имеется в виду в Библии под понятием “вторая смерть”. Оно относится к тому, что в просторечии именуется “адом”. В воображении многих людей слово “ад” вызывает картинки, на которых демоны вилами отправляют людей в раскаленную печь – и само понятие “ада” отвергается как примитивный предрассудок. Нет необходимости говорить о том, что такие представления бесконечно далеки от того, что в Новом Завете обозначается словами “вторая смерть”. Разумеется, Библия определенно говорит о том, что Бог должен наказывать грех – не только потому, что Он бескомпромиссно свят и праведен, но и потому, что Он – любовь, которая никогда не изменяет нам. Ни один морально ответственный член цивилизованного общества не станет утверждать, что преступление должно оставаться безнаказанным и что преступников не следует ни в чем ограничивать. Бог придерживается того же мнения о грехе.
В предлагаемых статьях мы, как правило, не будем приводить длинных цитат из Библии, а будем давать ссылки на нее. Мы хотели бы заметить, что с педагогической точки зрения было бы хорошо предложить ученикам самим найти нужное место в Библии, прочесть его вслух и затем обсудить, подтверждает ли оно положения статьи – и если да, то как.
Дорогие читатели, мы с удовольствием ответим на ваши вопросы и вышлем бесплатно важнейшую часть Библии – Новый Завет, изданный на двух языках, русском и немецком. Эта книга не только поможет вам познакомиться со Словом Божиим, но и углубит ваши знания немецкого языка. Пишите нам по адресу: 141000, Московская обл., г.Мытищи, РУС, а/я 10, “УГ”, агентство “Благая Весть”.
Комментарии