2. Святость: Божье величие, чистота, красота и любовь
Эти представления, однако, разительно отличаются от того, что чувствуют и думают о Боге люди, которые писали Библию. Они называют Его “Богом радости и веселия моего” (Пс. 42,4) и с энтузиазмом прославляют то, что именуют Его добродетелями. Конечно, они говорят о страхе Божьем в смысле необходимости почитания Бога, благоговения перед Ним. Но эти чувства – не жалкое самоуничижение испуганного раба, а здоровая реакция разумного существа, стоящего перед лицом величия, силы и нравственной чистоты своего всемогущего Создателя. Даже ученые-атеисты иногда испытывают благоговение перед необьятностью, сложностью и красотой Вселенной. А кто из родителей не был поражен совершенством маленьких пальчиков и крохотных ноготков своего новорожденного ребенка! Поэтому неудивительно, что персонажи Библии восторженно призывают друг друга: “поклонитесь Господу в благолепии святыни Его” (1 Пар. 16,29).
Святость Бога, следовательно, есть в первую очередь термин, характеризующий отношение Творца к сотворенному миру и ко всем Своим созданиям, включая человека. Этот термин означает, что
1. Бог отличен от Вселенной и отделен от нее. Он не относится к субстанции. Он не является одной из мировых сил – даже величайшей из этих сил. Он сотворил их; никто и ничто не сотворило Его. Он существовал раньше их и независимо от них: “И Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1,17). Он поддерживает и охраняет Вселенную и управляет ею; никто не поддерживает Его (см. Ис. 46,1-7). Он не является высшим божеством в иерархии ангелов (хотя язычники иногда представляли Его таким образом). Ангелы принадлежат к другой категории. Они – создания; Он – Создатель. “Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя” (1 Цар. 2,2).
2. Бог – единственный Создатель Вселенной. Он не препоручил сотворение Вселенной и человечества какому-либо подчиненному божеству или деятелю, как утверждают некоторые религии. Слово, через Которое “все начало быть, и без Него ничто не начало быть”, был Сам Бог (Иоан. 1,1-3). Материя и человек не являются побочными продуктами деятельности какого-то второстепенного божества. Их достоинство состоит в том, что они сотворены по воле Единого Святого Создателя всех вещей. “Так говорит Господь, Святый Израиля… Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я… Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он – Бог… Я – Господь, и нет иного” (Ис. 45,11.12.18).
3. Как Создатель человека, Бог имеет исключительное право на почетное место в человеческом сердце. Человек был не только создан Богом – он был создан для Бога. “И ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет… Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено” (Откр. 4,8-11). “Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи” (Втор. 6,13).
В этом достоинство и слава человека. Человеческая жизнь и труды не являются в конечном счете бессмысленными и абсурдными, как учили философы-экзистенциалисты. Исполнение воли Творца представляет для человека единственную цель, которая в конце концов достаточно велика, чтобы удовлетворить его интеллектуальные и эмоциональные потребности, а также жажду деятельности.
В этом состоит и человеческая свобода. Поклонение кому-то или чему-то, кроме Бога, всегда унижает человека и в конце концов порабощает его дух. Первым христианам противостояла тираническая власть, требовавшая от них поклонения главе государства. Но апостолы учили их не бояться власти, а святить в своих сердцах Христа, как Господа (1 Пет. 3,14.15). Это означало, что в глубине своих сердец они должны были поддерживать сознание святости Сына Божия, признавая за Ним исключительное право на поклонение. Сознание Его святости давало им мужество отвергнуть идолопоклоннический диктат деспотического государства, и тем самым, ценой собственной жизни, отстоять свободу человеческого духа.
Называя Бога святым, мы также указываем на Его абсолютную чистоту, вызывающую благоговение. В Ветхом Завете написано: “Праведен Господь… и нет неправды в Нем” (Пс.91,16). “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы”, сказано в Новом Завете (1 Иоан. 1,5) – ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в духовном смысле слова. В природе физический свет делает мир многоцветным. В области интеллектуальной, нравственной и духовной свет Божьей святости делает видимой красоту жизни и выявляет ее высшее значение. Грех действует прямо противоположным образом: приглушает краски жизни, притупляет чувствительность, помрачает разум и ослепляет дух.
С другой стороны, свет Божьей святости изобличает грех. И не просто делает его видимым: Божья святость – это не только пассивное качество вроде холодной сияющей глыбы чистого белого снега. Она проявляет себя активно в справедливом негодовании, осуждении человеческого греха. Иногда это осуждение выражается в тех же формах, в которых по воле Божьей действуют законы природы. Если, например, люди упорствуют в сексуальных извращениях, то в конце концов сама природа оборачивается против них; их тела разрушаются, “получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение” (Рим. 1,27). В других случаях Бог допускает экономические и политические катастрофы, постигающие тех, кто восстает против Него. И тогда в Библии говорится, что “Бог святый явит святость Свою в правде” (Ис. 5,16); здесь слова “явит святость” означают “проявит Свою святость в том, что справедливо осудит грех”.
В дни пророка Исаии его соотечественники были виновны в беззаконии и насилии, беспощадном вымогательстве, потворстве пьянству, сознательном извращении морали, полном игнорировании и отрицании Бога. Исаия не только осуждал их грех; он предупреждал, что Бог продемонстрирует Свою святость, совершив над ними Свой суд и приведя нацию к экономическому, социальному и политическому краху:
“И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде… потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева” (Ис. 5,15-16.24, см. также ст.7-30).
Но теперь мы должны применить все сказанное к самим себе. Божья святость осуждает не только самых явных и возмутительных грешников. В ее свете и самые лучшие из нас представляются грешниками. Когда тому же пророку Исаии явилось видение Бога, окруженного сонмом ангелов, непрестанно взывающих: “Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” (Ис. 6,3), Исаия сам испытал острое чувство собственной греховности и воскликнул: “Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа” (Ис. 6,5; см. также ст. 1-7). Так и каждый из нас будет чувствовать себя, если мы убедимся в реальности Божьей святости. Наша ложь, лицемерие, обман, непристойности, клевета, злословие, насмешливость, высокомерие наряду со всеми другими грехами сразу предстанут перед нами во всей их омерзительности. И нас охватит мучительное сознание того, что мы не должны были допускать низких поступков, пятнающих праведность и красоту Божьих небес.
Но именно в этот момент мы сталкиваемся с необычайным парадоксом. Боговдохновленные авторы и персонажи Библии, испытавшие мучительную боль разоблачения перед лицом Божьей святости, внезапно начинают восторженно говорить о Божественном свете как о чем-то чудесном. Вот один из типичных в этом отношении отрывков: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы” (1 Пет. 2,9.10). Очевидно, эти люди обнаружили, что святость Бога несет в себе не только отрицательный заряд. Это положительная сила любви и милосердия, способная очищать грешников и делать их святыми.
В 19-й главе книги Левит Бог заповедует Своему народу: “Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш” (ст.2). Затем Он очень подробно обьясняет им, что значит быть святыми на практике. И вот одно из практических указаний: “Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь” (ст. 18). Итак, святость означает любовь; а Бог, представляющий наивысшую степень святости, представляет и наивысшую степень любви, потому что “Бог есть любовь” (1 Иоан. 4,16). Эта особенность Божьей святости содержится и в провозглашении святого и внушающего трепет имени Бога в Библии (см. Исх. 34,5-7).
В заключение укажем на то, что философские учения, посягающие на святость Творца, тем самым неизбежно ущемляют достоинство самого человека.
1. Атеизм. Отказываясь признать Творца, атеисты обязаны рассматривать слепые безличные силы природы в качестве высших сил, которые бессознательно создали разумное и нравственное человечество, управляют им и в конечном счете уничтожат его. Человек, таким образом, становится пленником материальных сил Вселенной. Его разум обесценивается. Его бытие лишено какой-либо разумной причины и предназначения, а следовательно, не может иметь и никакой высшей цели и надежды в будущем.
2. Пантеизм. Пантеизм отождествляет Бога с Его созданием. Он учит, что Вселенная есть Бог, Земля есть Бог, Солнце есть Бог, человек есть Бог, животные суть Боги, все – Бог. Но если все – Бог, то и нравственное зло, как и нравственное добро, есть также Бог. А это ложное утверждение. Когда Бог создал мир, Он увидел, что все, что Он создал, хорошо (Быт. 1,31). Бог не должен отождествляться с нравственным злом. Он свят. И в этом заключается определенная надежда на то, что однажды зло будет побеждено.
Если бы зло было Богом, как учит пантеизм, то не было бы надежды на искоренение зла. Пантеизм не просто ложен: вопреки своей внешней привлекательности, это – наихудшая форма пессимизма.
3. Различные учения о реинкарнации (переселении душ). Некоторые религии и религиозные философии полагают, что материя в основе своей есть зло. Они учат, что высший Бог никогда не создавал материи. Он только создал низших богов, наделенных, подобно ему самому, способностью творить. Они, в свою очередь, создали богов еще более низшего порядка, и, наконец, один из этих более низших неблагоразумно создал материальный мир и человека. И поэтому люди представляют собой неудачную смесь души (которая есть добро) и материи (которая есть зло). Материя заражает и оскверняет душу, подбивает ее на дурные поступки, что в свою очередь обрекает человека на неизбежные страдания. Если мера этих страданий не исчерпывается к моменту смерти человека, его душа обречена перевоплотиться в другое материальное тело. Если и в этой новой жизни она окажется виновной в новых грехах, то будет обречена на дальнейшие страдания и перевоплощения (реинкарнации). Единственная надежда состоит в том, что так или иначе душа исчерпает положенную ей меру страданий, сохранит себя от нового греха и вернется к чистой Душе Мира, избежав дальнейших перевоплощений в материальные тела.
Это учение содержит двойное отрицание святости Бога: 1) на самом деле есть только один Творец, а не множество малых творцов; 2) материя не является злом по сути своей; как мы уже видели, в сущности она есть добро. Причина человеческих бед – не в том, что он обладает материальным телом, а в его греховном злоупотреблении свободой воли и в непослушании Богу.
Помимо того, что это учение ложно, оно еще и очень жестоко. Оно утверждает, что если ребенок рождается физически неполноценным, то это – результат грехов, содеянных в предыдущих воплощениях. Если после всех этих (возможно, тысяч) реинкарнаций ребенок еще не искупил страданиями прошлые грехи, то какую надежду “отработать” их имеет он в нынешней жизни? Не говоря уже о вероятности совершения новых грехов, увеличивающих необходимость в дальнейших реинкарнациях.
Это учение, таким образом, просто чудовищно по своей лживости и жестокости. Человек спасается не своими собственными страданиями, а страданиями Христа:
“Он изьязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53,5).
Людям не надо жить в вечном страхе перед множеством низших, безответственных и зачастую злобных божеств. Есть только один Бог, и этот Бог любит нас и жертвует Собой, чтобы стать нашим Спасителем:
“Невежды те, которые…молятся богу, который не спасает… нет иного Бога кроме Меня, – Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного” (Ис. 45, 20-22).
“Ибо Я – Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой” (Ис. 43,3). …”Богом всей земли назовется Он” (Ис. 54,5).
Комментарии