3. Грех как болезнь: ее симптомы и лечение
Человеческая история свидетельствует о том, что и отношения между государствами “всех времен и народов” были также внутренне порочны. И даже сегодня, несмотря на колоссальные достижения во всех областях человеческого духа, скрытая порочность выходит на поверхность в форме чудовищно иррационального поведения. Если бы государства, вместо того чтобы упрямо соперничать в использовании мировых ресурсов, стали доверять друг другу и сотрудничать, земля превратилась бы в рай. Победив пустыни, голод и эпидемии, человек превратился бы в благополучного и процветающего долгожителя на прекрасной земле. Но увы… Народы не доверяют и не могут доверять друг другу, и потому невероятное количество денег, времени и энергии тратится на орудия уничтожения, которые становятся все более и более изощренными.
Но не только государства ведут себя иррационально. Так же ведем себя и все мы. Рано или поздно, несмотря на все наши добрые намерения, каждому из нас приходится согласиться, что я “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю”, как сказал об этом Апостол Павел много веков тому назад (Послание к Римлянам, гл.7, стих 19).
Что же это за изьян, которым мы страдаем? Что же это за повальная болезнь, которой все мы больны? Великие древнегреческие драматурги Эсхил, Софокл и Еврипид изучали симптомы этой болезни в своих трагедиях и пытались выявить ее причины. Аналогичные попытки предпринимали и философы, начиная с самой глубокой древности. Об этом задумывались и писатели, в том числе такие литературные титаны, как Достоевский, Толстой, Солженицын.
Совершенно ясно здесь одно: мы никогда до конца не поймем ни самих себя, ни мир, в котором мы обитаем, до тех пор пока, не посмотрим на эту болезнь обьективно и прямо. Библия внушает нам оптимизм и уверенность, так как в ней говорится, что можно избавиться от своей болезни, что избавление это обладает непреходящей и возрастающей силой и называется спасением. Но мы не поймем, что означает спасение и каково его действие, пока не поймем библейский термин, обозначающий нашу болезнь.
Этот термин – “грех”. Чтобы было легче его понять, развернем нашу аналогию с физическим заболеванием. Для этого мы будем различать симптомы болезни, саму болезнь, которая порождает симптомы, а также причину, вызывающую заболевание. Если человек намерен вылечиться от болезни, ему не следует просто подавлять симптомы, не избавившись от самой болезни. И нет никакой надежды на выздоровление, если человек не устранит причину заболевания.
Возьмем, к примеру, желтуху, которая, строго говоря, является не болезнью, а внешним симптомом какого-то внутреннего неблагополучия, например, поражения желчного пузыря, рака печени и проч. Очевидно, что бессмысленно бороться с желтухой, пока не устранена вызывающая ее причина.
Симптомы греха
В Новом Завете приводятся различные перечни симптомов греха и при этом обычно даются предупреждения о степени тяжести этих симптомов. Вот, к примеру, один такой перечень:
“Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют” (Послание к Галатам, гл. 5, стихи 19-21).
Приведем еще один мрачный перечень симптомов, которые сопровождают болезнь греха в ее запущенной стадии:
“Как написано: “нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов (род ядовитых змей. – Прим. перев.) на губах их; уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их” (Послание к Римлянам, гл. 3, стихи 10-18).
Разумеется, все эти симптомы не всегда и не в равной степени присутствуют у каждого больного. С другой стороны, в Новом Завете утверждается, что какие-то из этих симптомов есть у каждого человека, ибо болезнь коснулась всех.
В Библии говорится и о симптомах более общего плана. Один из них –
Моральная слабость
“…Когда еще мы были немощны…” (Послание к Римлянам, гл. 5, стих 6).
В качестве примера моральной слабости можно привести поведение Понтия Пилата, римского прокуратора (в эпоху Римской империи – высокая всадническая должность; прокураторы собирали налоги или управляли небольшими провинциями. 1 – Прим.перев.), который был ответственен за распятие Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 27, стихи 11-26; Евангелие от Луки, глава 23, стихи 1-25; Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 28 – глава 19, стих 16). Его в последнюю очередь можно было бы заподозрить в слабости. Он был высокопоставленным военным, командующим Римской армией в Иудее. Он также отвечал за соблюдение правопорядка в стране.
Если судить только по внешней стороне, то Пилата можно было бы сравнить с отличной деревянной балкой, крепкой и надежной. Однако на поверку эта балка оказалась изьеденной жучком и готовой при малейшем ударе рассыпаться в труху.
Поговорив с Иисусом один на один и осознав реальность Бога и страшного греха, который он взял бы на себя, распни он невинного Сына Божьего, он решил, что поступит по справедливости и освободит Иисуса (Евангелие от Иоанна, гл. 19, стихи 8-12). Но когда Пилат вышел на улицу, то оказался перед толпой, приступившей к нему с угрозой донести на него Римскому императору. И он струсил. Хотя он понимал, что, пойдя на поводу толпы, он преступно обойдет закон, страх сломил его сопротивление и заставил его приговорить Иисуса к распятию. Спросите самого себя: бывало ли так, что вы лгали из страха перед последствиями, которые грозили бы вам, скажи вы правду? Бывало ли так, что вы осознанно действовали не так, как надо, пойдя на поводу своего окружения, из боязни противостоять ему?
Другой общий симптом греха – это
2. Нечестивость
“Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено” (I Послание к Тимофею, гл. 1, стихи 9-11).
Греческое слово, которое переводится здесь как “нечестивый”, характеризует такого человека, который не проявляет уважения или благоговения к кому-то, в первую очередь уважения к Богу и благоговения перед Ним. Но это еще не все. Человек сотворен по образу и подобию Бога, и когда люди теряют уважение к Творцу, они начинают принижать и Его творение – человека. Они утрачивают чувство священности человеческого тела – как своего тела, так и других людей. Отсюда проистекает мерзкий поток нарушений половой морали, злоупотреблений алкоголем и наркотиками, которые наносят ущерб физическому и умственному здоровью. Далее. Утратившие уважение к Богу утрачивают чувство священности истины. Отсюда проистекает всякого рода ложь, обман, нарушенные обещания. И, наконец, они теряют благоговение перед жизнью, что влечет за собой безудержное насилие.
Другой общий симптом греха –
3. Отчуждение от Бога и вражда против Него
“Плотские помышления суть вражда против Бога”
(Послание к Римлянам, гл. 8, стих 7). “И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам…” (Послание к Колоссянам, глава 1, стих 21).
Вопиющие примеры данного симптома знает вся история текущего столетия. Правительства многих стран использовали все свое влияние, чтобы искоренить веру в Бога и Иисуса Христа. Но враждебное отношение к Богу не ограничивается сугубо атеистическими кругами. Иногда даже те люди, которые соблюдают религиозные обряды, являются тайными врагами Бога. Христианский апостол Павел был всегда религиозным человеком, но до своего обращения в Иисуса Христа он был Его яростным врагом (I Послание к Тимофею, гл. 1, стихи 12-17). На самом деле, в душе каждого из нас таится бунт против Бога. Когда Бог указывает нам в Библии, что что-то мы должны делать, а чего-то не должны делать, это указание само по себе может возбуждать в нас чувство противоречия и желание поступать наоборот. Апостол Павел говорит, что это случалось и с ним (Послание к Римлянам, гл. 5, стихи 5, 7-9). В течение нескольких лет он жил, не зная Божьей заповеди “Не желай!” того, что принадлежит другому (см. Исход, гл. 20, стих 17). Но затем Бог довел эту заповедь до его сердца, и самая эта заповедь возбудила в нем самого разного рода желания, которые, как он ни хотел, не мог побороть, и, надо сказать, что в глубине души не очень-то и старался.
Конечно, эта глубокая враждебность по отношению к Богу не обязательно выражается в форме открытой вражды, а зачастую она и вовсе так не проявляется. Гораздо чаще она приобретает форму безразличия. Например, если человек говорит, что он не интересуется музыкой или искусством, мы можем ему посочувствовать, но огорчаться не будем. Ведь это всего лишь вопрос вкуса. Но если женщина говорит, что ее не интересует ее собственный муж, то это уже трагедия, так как отсюда становится ясным, что они чужие друг другу люди. Любовь между ними прошла. А если кто-то говорит, что его не интересует Бог, то это уже в высшей степени трагично. Мы обязаны Богу своим собственным существованием. Не интересоваться им – это уже явный симптом того, что в какой-то момент здесь возникло серьезное отчуждение.
Таковы симптомы болезни. В чем же состоит сама болезнь? Сама болезнь заключается в следующем.
1. Желание быть независимым от Бога, нашего Творца. Согласно Библии (Бытие, гл. 3) самый первый грех, который совершило человечество, не был чем-то жутким и безобразным, вроде убийства или прелюбодеяния. Грехопадение свершилось тогда, когда Адам и Ева были искушаемы дьяволом стать независимыми от Бога, так, чтобы самим решать, что есть добро, а что – зло. Они вообразили, что они спокойно могут быть сами себе богом. И вкусили запретного плода. Это сейчас же привело к их отчуждению от Бога, чувству вины и стыда, которые и заставили их убежать и спрятаться от Бога, так как они понимали, что Он теперь настроен против них. Мы все следуем за Адамом и Евой по пути непослушания и независимости. Но жить такой жизнью – значит утратить чувство реальности и истинности. Мы не создали самих себя. Мы твари Божьи. Жизнь в отчуждении и независимости от Него противоречит фундаментальным законам нашего существования. И потому Новый Завет гласит, что
2. Грех – это беззаконие
“Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие” (I Послание Иоанна, гл. 3, стих 4).
Мы знаем, каким опасностям себя подвергнем, если будем пренебрегать данными Творцом законами физики, например, законами электричества. Если человек, купивший электроприбор, включит его в сеть, не удосужившись прочитать инструкции завода-изготовителя, то его может ударить током. И поделом: только глупец может игнорировать указания того, кто сделал вещь, и не принимать во внимание принципов ее устройства. Точно так же полное игнорирование духовно-нравственных законов Творца и неподчинение им может привести к трагическому исходу. В этом коренится огромное большинство симптомов нашей болезни – греха.
Самое удивительное здесь – то, что, согласно Библии, существует надежный метод ее излечения.
“Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый…
Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” (I Послание к Тимофею, гл. 1, стих 15; Евангелие от Иоанна, гл. 3, стих 17).
Таким образом, все остальные очерки в данной серии очерков об основных библейских понятиях будут посвящены тому, какие термины используются в Новом Завете для описания нашего спасения и как оно осуществляется.
Но прежде всего следует отметить два момента. Первое. Многие люди считают, что, для того чтобы спастись, нужно приложить максимум усилий, чтобы устранить из нашей жизни любые симптомы греха. Конечно, побороть симптомы – само по себе неплохо, но спасти нас это не может. Можно сорвать все плоды с яблоневого дерева, но оно при этом не перестанет быть яблоней, поскольку такова его внутренняя сущность. Даже если мы поборем любой симптом греха, то наша греховная природа от этого не изменится. И это, говорит Новый Завет, не наша вина. Мы такими родились. Мы унаследовали греховную природу от нашего прародителя, Адама. Но вместе с тем мы можем, если захотим, принять от Христа его непорочную, святую жизнь, внутренняя сущность которой состоит в том, чтобы жить жизнью, угодной Богу. “Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного (Христа. – Д.Г., Дж.Л.) сделаются праведными многие” (Послание к Римлянам, гл. 5, стих 19).
Второе. Бог любит нас и тогда, когда мы еще пребываем во грехе. В этом и состоит секрет того, что Божье спасение столь действенно. Нам не нужно работать над собой, чтобы подготовиться к тому, чтобы Бог принял нас и великое действие – спасение начало в нас совершаться. Он любит нас и готов принять нас такими, какие мы есть. В этом и состоит смысл аргументации, развиваемой в Послании к Римлянам (гл. 5, стихи 6-11) 2.
Комментарии