search
main
0

Основные понятия Библии

Основные понятия Библии

В предыдущей статье мы говорили о духовно-нравственной болезни, которой мы все страдаем, и о симптомах отчуждения от Бога, которыми она сопровождается. Наш дальнейший анализ будет касаться терминов, которые относятся к средству избавления от нашей болезни.

Прежде всего мы обратимся к внушающему оптимизм прекрасному понятию “примирение”. Это, вероятно, самый простой из всех наших терминов, потому что нам известно, что он означает применительно к отношениям с окружающими нас людьми. Предположим, вы сделали или сказали что-то такое, что глубоко задело или даже ранило вашего друга, знакомого или родственника. И случилось так, что ваш друг с вами не согласился и предьявил вам свои претензии. Вы же, вместо того чтобы признать свою ошибку и попросить прощения, из гордости или страха стали отрицать свою вину, начали лгать и выкручиваться. В конце концов вы даже вспылили и предьявили ему встречные претензии и гордо удалились, говоря про себя, что отныне не будете с ним разговаривать и видеться.

Так начинается время взаимного отчуждения, молчания и вражды, которые накладывают отпечаток на все ваши реакции на вашего бывшего друга. Если кто-то в разговоре случайно упомянет или даже похвалит его, вы обижаетесь или возмущаетесь. А пересказывая историю ваших взаимоотношений с другом, излагаете свою собственную (искаженную) версию. В этой версии ваш друг специально выставляется в неприглядном свете, чтобы ваше враждебное отношение к нему казалось оправданным.

По такому же сценарию часто развиваются отношения людей с Богом. Нечистая совесть и воспоминания о своих неблаговидных поступках предрасполагают их к мыслям о том, что если Творец существует, то он должен быть настроенным против наших грехов и следовательно, думают они, и против нас самих. И вместо того чтобы признать свои грехи, они отрицают существование Творца. Если они знакомятся с верующими в Бога, с теми, кто Его любит и поклоняется Ему, то это вызывает у них реакцию отторжения. Они обвиняют Бога во всех злодеяниях, которые когда-либо совершили религиозные люди, как если бы вина за эти злодеяния лежала на Боге (и как будто атеисты никогда не делали ничего дурного). Они обвиняют Бога за все человеческие страдания и пр. Тем самым их отчуждение от Бога сохраняется, а жизнь остается серым однообразием, осененным лишь мрачной тенью крайней безнадежности и бесцельности. Единственное, что нарушает ее однообразие, – это вспышки укоров нечистой совести.

Примирение – это понятие, которое говорит нам о действиях Самого Бога, направленных на то, чтобы преодолеть это отчуждение, чтобы развеять недоразумение, на котором оно базируется, и устранить все препятствия на пути к миру. В Новом Завете есть два отрывка, говорящих, как это происходит:

Иисус Христос “…есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинным пред Собою…” (Послание к Колоссянам, гл. 1, стихи 15 – 22).

Второй отрывок – это стихи 18 – 21 из пятой главы 2 Послания к Коринфянам.

Первое, на что следует обратить внимание в этих фрагментах из Священного Писания, – это то, что

Богом был сделан первый шаг в примирении, так как в Нем (то есть во Христе) “обитала всякая полнота” и через Него Господь “примирит с Собою все”, то есть весь мир. Ибо во Христе Бог примирил с Собою мир (2 Кор. 5, ст. 18).

Замечательно здесь то, что согласно нравственным нормам, положенным Богом для людей, в случае ссоры ответственность за инициативу примирения лежит на том, от кого исходит все зло. Так, Христос говорит: “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Евангелие от Матфея, гл. 5, стихи 23 – 24). Но Бог не причинил миру никакого вреда. Ему не в чем извиняться. Источник вражды находится в людях, которые подняли бунт против Бога. Тем не менее именно Бог делает первый шаг к примирению с людьми, посылая в мир Своего Сына.

И это замечательно еще по одной причине. Очень часто, когда два человека ссорятся, то после они жалеют о своем поведении и думают, как бы снова стать друзьями. Однако каждый из них боится, что его инициатива примирения может быть отвергнута другим. Но Бог послал Своего Сына в мир, зная заранее, что Тот будет отвергнут, унижен и распят. В действительности, именно поэтому Сын Божий, через Которого и была сотворена Вселенная, пришел к нам так, что его небесная слава была скрыта под Его человеческим обликом. Если бы Его небесная слава не была скрыта, то люди бы не смогли приблизиться к Нему, не говоря уже о том, чтобы проявить к Нему свою враждебность. Так вышло, что всю свою враждебность против Бога они обратили против Иисуса Христа и пригвоздили Его ко кресту. А когда они сделали это, Бог провозгласил, что любит их, несмотря ни на что, и прощает им и это прегрешение и все другие (Деяния святых Апостолов, гл. 2, стихи 36 – 39), так как Он возлюбил их еще тогда, когда они были Его врагами (Послание к Римлянам, гл. 5, стих 10).

Таков ответ Бога на клевету дьявола, который внушил человеческому роду, что Бог – деспот, который только и ждет удобного случая, чтобы помешать людям проявить свою индивидуальность и честолюбие (Бытие, глава 3).

Это не значит, что Бог смягчился в Своем отношении к греху и готов капитулировать перед человеческой гордыней, тщеславием и злобностью для того, чтобы восстановить себе друга в лице человека. Всемогущий Господь не из тех, кто стремится к дешевой популярности и симпатии. Он не может и не будет закрывать глаза на человеческий грех. Таким образом, необходимо понять, что имеется в виду в Новом Завете, когда там говорится, что Бог “во Христе Бог примирил с Собою мир” (2 Кор. 5, 19). Для этого попробуем разобраться, как это слово использовалось в древнегреческом языке, то есть в языке, на котором Новый Завет был изначально написан.

Если один человек своим плохим поступком сильно обидел другого, то обиженный имеет полное право сердиться на обидчика и осуждать его за плохой поступок. Таким образом, чтобы состоялось примирение обидчика и обиженного, должно быть не столько изменено представление обидчика об обиженном, сколько изменено мнение обиженного об обидчике, устранена причина справедливой обиды.

Божий же гнев, направленный против греха, – это не какая-то внезапная и кратковременная вспышка гнева, которая идет вразрез с его характером. Это и не чувство возмущения, которое рано или поздно проходит. Его гнев – это также и не личное недовольство, которое он держит в тайне ото всех. Грех – это вызов самому бытию и сущности Бога. Поскольку Бог управляет нравственностью Вселенной, Он должен открыто и активно выражать все Свое возмущение грехом. Следовательно, Он не может постоянно игнорировать грех и тем более действовать так, как будто грех не имеет никакого значения. И до тех пор пока грех не наказан, не наказан на глазах у всей Вселенной, негодование Бога не может пройти, а Его сущность не может быть утверждена. Итак, чтобы примирить с Собою мир, Бог должен сначала устранить причину Своего негодования: Он должен наказать грех мира. Без этого невозможно примирение, невозможно восстановление дружественных отношений между людьми и Богом.

Вот почему, согласно воле триединого Божества, Бог Сын стал человеком, не переставая при этом быть Богом. Поскольку вся полнота Бога Отца обитала в Сыне, Он мог представлять перед людьми Бога. То, что люди сделали с Ним, они сделали с Богом. Его реакция на людей была тождественна реакции Бога. В Нем люди могли увидеть, каков Бог на самом деле.

В то же время, поскольку Он был в подлинном смысле слова человеком (хотя и не просто человеком), Он мог выступать перед Богом в качестве представителя всего человеческого рода. В качестве представителя человечества Он мог взять на себя грехи человечества и взял их на Себя, и мог в качестве представителя человеческого рода публично понести на себе Божье негодование и наказание за грехи. Тем самым Он полностью устранил причину Божьего гнева на мир и сделал возможным примирение человека с Богом и дальнейший мир человека с Богом.

Во 2 Послании к Коринфянам (гл. 5, стихи 18 – 21) говорится: “…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их… ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом”. Это означает, что, когда Христос, будучи Сам невинным, взял на Себя как представитель человечества грехи мира, Бог отнесся к Нему так, как если бы грехи мира были Его грехами. Справедливое и полное наказание грехов человечества, таким образом, понес на Себе Христос и, освободив людей от грехов, тем самым устранил все препятствия на пути возвращения человека к Богу. Отныне справедливость более не обязывает Бога вменять человечеству какие-либо грехи. Любой человек может прийти к Богу через Христа, примириться с Богом и жить с Ним в мире ныне и во веки веков. Человеку не нужно самому строить отношения мира с Богом. Христос уже сделал это за него. Все, что от человека требуется для этого, – это принять примирение и мир, установленные Христом, и тем самым прийти к Богу и увидеть, что он принят Богом, как если бы он сам был Христом, или, если говорить языком Библии, стать абсолютно праведными с Богом, как праведен Христос (в Нем стать “праведными пред Богом”).

Означает ли это, что все люди на всей земле спасены или в конечном итоге будут спасены, независимо от того, продолжают ли они игнорировать Бога и вести неправедную жизнь или нет, остаются ли они атеистами или нет? Разумеется, нет. Христос, конечно же, принес примирение и мир с Богом для всего человечества. Но остается вопрос, хотим ли мы, со своей стороны, принять этот мир или не хотим. История человечества знает ситуации, когда руководители двух воюющих государств заключали перемирие, а потом подписывали мирный договор. Но при этом в одном из государств оставалась группа людей, не признающих мир. Эта группа продолжала считать другое государство своим врагом, а тех, кто принял мир, – предателями и продолжала сражаться.

То же самое имеет место и в отношениях людей с Богом. Те, кто принимает мир Христа, “получили примирение” с Богом (Послание к Римлянам, гл. 5, стих 11) и тем самым вступают в вечный мир с Богом. Но можно и отказаться от примирения и продолжать оставаться безразличным и даже враждебным по отношению к Своему Творцу. Человека, который есть творение Божье, подобная позиция неизбежно приведет к трагедии.

Мир, который мы обретаем благодаря Христу, дает нам еще два блага. Во-первых, те, кто через Христа примирен с Богом, открывают, что это вносит мир и в отношения между ними и другими людьми, которые тоже примирились с Богом через Христа.

“Итак помните, что вы, некогда язычники1 по плоти… были… без Христа, отчуждены от общества Израильского… А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; и, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе” (Послание к Ефесянам, гл. 2, стихи 11 – 18).

В этом отрывке описано, как Христос положил конец вековой вражде между евреями и неевреями. Но то же самое относится и ко всем другим барьерам – расовым, национальным, социальным, религиозным, которые приводили к глубочайшим противоречиям внутри человеческого рода. Приходится с прискорбием признавать, что история человечества знает слишком много примеров того, как народы и государства, которые провозглашали себя христианскими, преследовали другие народы и государства, которые также считали себя христианскими (как иногда государства, провозглашавшие марксистские принципы, боролись против других государств, также провозглашавших себя сторонниками марксизма). Но такое поведение возбуждает серьезные сомнения в том, действительно ли противодействовавшие стороны примирились с Богом. Скорее, оно свидетельствует о том, что те, кто обьявлял себя христианами, были таковыми только формально, то есть “благодать Божия… тщетно была принята” ими (2 Послание к Коринфянам, гл. 6, стих 1).

Второе важное благо заключается в следующем: однажды Бог примирит с Собой всех разумных существ на Земле (см. приведенный выше стих 20 из 1-й главы Послания к Колоссянам). Повторим еще раз, что это, к сожалению, не означает, что каждое существо во Вселенной, включая Дьявола, станет надежным другом Бога. Ведь Бог при этом не лишает ни одного человека свободной воли, даже во имя превращения тех, кто бунтует против Него, в святых. Однако нужно помнить и то, что Бог не будет ждать вечно. Однажды Он восстановит и перестроит Землю и Вселенную. А это означает, что Он будет вынужден прибегнуть к силе, чтобы обуздать тех, кто восстает против Него. Но когда Он это сделает, никто уже не сможет выступить с моральным протестом против Его действий. Крест Христа заставит всех возражающих замолчать. Любой человек, пока он еще жив, сможет спастись благодаря величайшей благодати Божьей и ценой страданий Христа. Но даже и тот, кто погибнет, не будет иметь никакого морального права порицать Бога. Вся Вселенная достигнет абсолютного равновесия и мира (см. Откровение, гл. 5, стихи 11 -14).

1 В Библии язычниками называются нееврейские народы.

Дорогие читатели, мы с удовольствием ответим на ваши вопросы и вышлем бесплатно важнейшую часть Библии – Новый Завет, изданный на двух языках, русском и немецком. Эта книга не только поможет вам познакомиться со Словом Божиим, но и углубит ваши знания немецкого языка. Пишите нам по адресу:

141000, Московская обл., г.Мытищи, РУС, а/я 10, “УГ”, Агентство “Благая Весть”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте