1. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях представляет собой систему взглядов на содержание, основные направления и обеспечение международной деятельности Российской Федерации в области подготовки специалистов для зарубежных стран. Концепция строится исходя из геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации и определяет цели, задачи, приоритетные направления деятельности в области подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет основы экономического и социального прогресса как всей человеческой цивилизации, так и отдельных государств и народов. Благополучие и безопасность общества, успехи и результаты его развития практически во всех сферах и направлениях деятельности существенным образом зависят от уровня образованности его членов, что обеспечивается достижениями в области образования. В ходе научно-технического прогресса эта зависимость возрастает.
В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. На этом фоне углубление и диверсификация международных образовательных связей придают взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Созданы предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства при сохранении особенностей и достижений национальных образовательных систем. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события.
Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России – эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов.
Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств.
Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран, и прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.
Стратегической задачей государственной политики в области подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с учетом приоритетов, потребностей и запросов как России, так и иностранных партнеров.
2. Приоритетными направлениями государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях являются:
подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира. Использование кадрового потенциала зарубежных специалистов – выпускников российских вузов для создания долговременных благоприятных условий развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами;
усиление роли России как главного образовательного центра в Содружестве Независимых Государств;
реализация принципа равенства прав граждан на получение образования, обеспечение для граждан государств – членов Евразийского экономического сообщества доступности получения образования, создание на этой основе условий для формирования общего рынка труда Евразийского экономического сообщества;
расширение доступа соотечественников к получению образования в российских учебных заведениях;
расширение изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
предоставление зарубежным странам государственных стипендий для подготовки специалистов и повышения квалификации научно-педагогических работников в вузах Российской Федерации;
содействие расширению экспорта образовательных услуг российских образовательных учреждений для привлечения дополнительных финансовых и материальных средств на развитие отечественной системы образования;
взаимодействие российских министерств и ведомств, предприятий и организаций с целью подготовки и переподготовки кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, и в частности учебных заведений;
развитие системы признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе, сети российских служб экспертизы документов об образовании для их нострификации и легализации;
кадровое обеспечение экспорта российских образовательных услуг, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб образовательных учреждений;
исследование влияния процессов глобализации на образование в мире, изучение концептуальных и организационных основ Болонского процесса с целью возможного подключения к нему российской системы образования с учетом геополитических и социально-экономических интересов России;
адаптация российских образовательных учреждений к работе на мировом рынке образовательных услуг путем изучения и экспериментального внедрения систем образовательных кредитов, участия в международной аккредитации образовательных программ;
информационная, научно-методическая и организационная поддержка создания образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских учебных заведениях и научных центрах с учетом спроса на зарубежных рынках образования и труда;
учебно-методическое сопровождение изучения и преподавания русского языка в российских и зарубежных учебных заведениях;
поддержка функционирования русского языка в государствах-участниках СНГ;
проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг и содействие расширению в нем сектора российского образования на основе маркетинговых исследований;
развитие и совершенствование государственного учета и контроля качества подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях;
обеспечение повышения уровня и качества работы образовательных учреждений с иностранными учащимися путем поддержки и распространения опыта учебных заведений, наиболее эффективно действующих в этом направлении (определение и опубликование рейтингов, ведение реестров и т.п.);
содействие функционированию за рубежом филиалов и структурных подразделений российских образовательных учреждений, совместных учебных заведений, осуществляющих обучение по российским образовательным программам с выдачей российских документов об образовании;
нормативно-правовая и организационная поддержка программ открытого образования российских университетов для иностранных граждан;
создание условий, способствующих эффективному использованию передовых образовательных технологий и опыта для экспорта российских образовательных услуг;
развитие и совершенствование предвузовской подготовки иностранных учащихся на русском языке;
формирование системы информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских вузов в зарубежных странах, специализирующихся на пропаганде достижений российской системы образования;
проведение международных образовательных выставок-ярмарок, олимпиад по русскому языку и по другим предметам для студентов и школьников зарубежных стран, и прежде всего государств-участников СНГ;
совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации;
создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России;
обеспечение безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, охраны их здоровья, содействие социальному партнерству российских граждан и иностранных учащихся;
активизация взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств в области подготовки специалистов, способных эффективно противостоять терроризму, транснациональной преступности и другим угрозам XXI века;
обеспечение мер по предотвращению ущерба национальной безопасности России при предоставлении образовательных услуг гражданам зарубежных стран.
3. Сотрудничество с государствами-участниками СНГ в области образования строится исходя из стратегической цели политики России в отношении Содружества Независимых Государств по созданию сообщества государств, способного стать в XXI веке центром устойчивого политического, социального, экономического и научно-технического развития, зоной мира. Основной задачей является восстановление позиций России как главного образовательного центра Содружества.
Направлениями государственной политики в этой области являются следующие:
формирование общих подходов к воспитанию молодого поколения государств-участников СНГ в духе толерантности, взаимного уважения и дружбы между народами;
формирование совместно с образовательными ведомствами государств-участников СНГ единого (общего) образовательного пространства Содружества, создание необходимой нормативной базы и принятие организационных мер, обеспечивающих предоставление гражданам государств-участников Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств равных прав на получение образования;
создание нормативной базы по вопросам поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;
согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение в рамках Содружества Независимых Государств взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях;
согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
удовлетворение образовательных потребностей соотечественников;
содействие сохранению русской культуры и русского языка, возможности получения образования на русском языке, обеспечение образовательных учреждений государств-участников СНГ, обучение в которых ведется на русском языке, учебниками и учебно-методической литературой, расширение возможностей повышения квалификации в российских образовательных учреждениях научно-педагогических работников государств-участников СНГ;
взаимодействие в создании российско-национальных (славянских) образовательных учреждений, филиалов ведущих университетов России в государствах-участниках СНГ, повышение качества их учебно-научной деятельности;
содействие развитию прямых партнерских связей между образовательными учреждениями государств-участников СНГ;
расширение приема граждан государств-участников СНГ, соотечественников в образовательные учреждения Российской Федерации на основе:
– общего конкурса на места, финансируемые за счет бюджетных средств;
– предоставления стипендий за счет федерального бюджета;
– договоров (контрактов) с вузами с оплатой обучения за счет средств физических или юридических лиц.
4. Государственное управление и контроль в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях осуществляет Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В целях реализации настоящей концепции Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает программы, определяющие конкретные меры и направления работ, которые будут осуществляться путем скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, российских образовательных учреждений, региональных, профессиональных и иных объединений (ассоциаций, союзов), входящих в систему российского образования и содействующих международному сотрудничеству и академической мобильности, дипломатических представительств, консульских учреждений, российских центров науки и культуры за рубежом, а также иностранных учащихся и выпускников российских учебных заведений и их объединений.
В целях координации работы в этой области Правительство Российской Федерации создает соответствующую межведомственную комиссию.
Реализация концепции предусматривает продолжение работы по подготовке национальных кадров для зарубежных стран в рамках действующих программ модернизации образования, в том числе Федеральной программы развития образования, федеральной целевой программы “Русский язык”, предоставление государственных стипендий для обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации и решений соответствующей межведомственной комиссии, а также командирование в зарубежные учебные заведения для педагогической работы российских специалистов с учетом приоритетности удовлетворения запросов государств-участников СНГ и образовательных потребностей соотечественников.
Финансовое обеспечение реализации концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, утверждаемых в федеральном бюджете на указанные цели, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе за счет средств международных организаций, зарубежных государств, юридических и физических лиц.
Комментарии