Основным документом, регулирующим уровни оплаты труда работников образовательных учреждений, являются тарифно-квалификационные характеристики (требования) – ТКХ, которые применяются независимо от ведомственной подчиненности образовательного учреждения.
ТКХ используются также при разработке должностных инструкций работников, устанавливающих их обязанности, права и ответственность, при составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждении, при подборе и расстановке кадров, при проведении аттестации работников образовательного учреждения.
По каждой должности представлены отдельные тарифно-квалификационные характеристики, которые состоят из трех разделов: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации по разрядам оплаты”.
Раздел “Должностные обязанности” представляет собой перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, состоящему в данной должности. Такой перечень является основой для разработки должностных инструкций, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждаемые руководителем учреждения.
Раздел “Должен знать” содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других нормативных документов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел “Требования к квалификации по разрядам оплаты” представляет собой диапазон разрядов по конкретной должности, оплата по которым производится в зависимости от:
– уровня образования;
– стажа работы (по специальности или педагогического);
– квалификационных категорий, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.
По должностям главных специалистов (главного бухгалтера) тарифно-квалификационные характеристики не приводятся, т. к. их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных постановлением Минтруда России от 06.06.1996 N 32, и тарифно-квалификационных характеристик соответствующих специалистов, утвержденных для учреждений и организаций образования (например, для главных методистов – на основе ТКХ по должности методиста).
Критерием при установлении разрядов оплаты труда педагогических работников является их квалификация, а критерием для определения уровня квалификации – образование и стаж педагогической работы или наличие квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.
Зависимость разряда оплаты труда педагогических работников от их образования
В требованиях к квалификации педагогических работников при установлении им отдельных разрядов оплаты труда непосредственно предусмотрены требования к уровню образования.
Требования к уровню образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ЕТС, определенные в разделе “Требования к квалификации по разрядам оплаты” тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, предусматривают наличие среднего или высшего профессионального образования и, как правило, не содержат специальных требований к профилю полученной специальности по образованию.
Требование о наличии среднего или высшего профессионального образования предъявляется к учителям, преподавателям, воспитателям (включая старших), мастерам производственного обучения, преподавателям основ безопасности жизнедеятельности, методистам, инструкторам-методистам (включая старших), музыкальным руководителям, классным воспитателям, социальным педагогам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, инструкторам по труду, инструкторам по физической культуре.
Требование о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического с дополнительной специальностью “Психология” предъявляются к педагогам-психологам;
высшего дефектологического образования – к учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам;
среднего или высшего музыкального образования – концертмейстерам.
Уровень образования педагогических работников при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании, независимо от специальности, которую они получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено) в соответствии с Перечнем учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования (Приложение 4 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с указанным Перечнем на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, как имеющим высшее профессиональное образование, имеют право лица, окончившие:
1. Все высшие учебные заведения (учебные институты, университеты, академии и высшие училища), в том числе военные.
Примечание. Окончание военных академий по сокращенной программе в период с июля 1941 г. по 1945 г. включительно не дает права на установление ставок и окладов, предусмотренных для лиц, имеющих высшее образование.
2. Академию коммунистического воспитания им.Крупской.
3. Высшие научно-педагогические курсы при II МГУ.
4. Институты красной профессуры.
5. Ленинградский высший финансово-педагогический институт.
6. Институты народного образования УССР.
7. Институты народного образования с 4-годичным сроком обучения.
8. Крымский институт специальных культур.
9. Казанский индустриальный техникум повышенного типа.
10. Центральные комвузы (с 3-годичным сроком обучения): в Ленинграде, им.Свердлова в Москве, им. 26 комиссаров в г.Тбилиси, им.Артема в г.Харькове; Коммунистический университет преподавателей общественных наук “КУПОН”; Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им.Ю.Ю.Мархлевского; Среднеазиатский коммунистический университет им.Ленина ВЦИК СССР в г. Ташкенте; Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве; институты марксизма-ленинизма в городах Иванове, Воронеже, Куйбышеве, Саратове, Алма-Ате, Баку, Горьком, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Свердловске, Волгограде, Ташкенте, Тбилиси (с 1932 по 1938 г.).
11. Высшую партийную школу при ЦК КПСС (с 15 августа 1947 г. по июнь 1956 г.).
12. Заочную высшую партийную школу при ЦК КПСС (с августа 1947 г.).
13. Высшую партийную школу с 4-годичным сроком обучения (с сентября 1956 г.).
14. Высшую партийную школу при ЦК КП Украины (с января 1949 г.).
15. Республиканскую партийную школу при ЦК КП(б) Украины с 3-годичным сроком обучения (с июня 1953 г. по июнь 1956 г.).
16. Высшую комсомольскую школу (с сентября 1969 г.).
17. Высшую школу профдвижения ВЦСПС в Москве с марта 1965 г. (Московская высшая школа профдвижения ВЦСПС с июня 1947 г. по июнь 1957 г., Московская высшая заочная школа профдвижения с июля 1957 г. по март 1963 г.).
18. Высшую профсоюзную школу в Ленинграде с ноября 1962 г. (Ленинградская высшая школа профдвижения ВЦСПС с августа 1948 г. по ноябрь 1962 г.).
19. Высшую школу пищевой промышленности Министерства промышленности продовольственных товаров СССР (с июля 1952 г. по сентябрь 1956 г.).
20. Высшую заготовительную школу Министерства хлебопродуктов СССР (с июля 1949г. по сентябрь 1956 г.).
21. Высшую торговую школу Министерства торговли СССР (с августа 1948 г. по сентябрь 1956 г.).
22. Высшую школу промысловой кооперации Центрпромсовета (с августа 1952 г. по апрель 1961 г.).
23. Всесоюзную высшую финансовую школу Министерства финансов СССР (с июня 1952 г. по сентябрь 1956 г.).
24. Высшую дипломатическую школу Министерства иностранных дел СССР (с августа 1939 г.).
25. Всесоюзную правовую академию (с 1935 г. по 1941 г.).
26. Высшую кооперативную школу Центросоюза (с января 1953 г. по 1959 г.).
27. Отраслевые академии (с августа 1938 г. по 1941 г.).
28. Школу-студию им.В.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им.М.Горького (с 1943 г.).
29. Театральное училище им.М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре (с 1943 г.).
30. Театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Б.Вахтангова (с 1945 г.).
31. Лица, сдавшие испытания экстерном за курс высших учебных заведений.
32. Техникумы на территории УССР до 1931 г. (если в дипломе, свидетельстве, удостоверении указано о присвоении высшей квалификации: инженера, агронома, экономиста и т.д.).
33. Центральный институт организаторов народного просвещения.
На установление разрядов оплаты труда по ЕТС как имеющим среднее профессиональное образование имеют право лица, окончившие:
1. Учительские институты (независимо от продолжительности обучения).
2. Институты народного образования с 3-годичным сроком обучения.
3. Институты народного просвещения.
4. Практические институты народного образования.
5. Комвузы.
6. Институты социального воспитания.
7. Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ (с июня 1948 г. по август 1969 г.).
8. Краевые, областные и республиканские партийные школы (с 2-годичным сроком обучения с августа 1947 г., с 3-годичным сроком обучения с июня 1954 г.).
9. 2-годичные школы профдвижения (с августа 1948 г.).
10. Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения.
11. Все учреждения среднего профессионального образования (дневные, вечерние, заочные), в т.ч. военные.
12. Школы второй ступени и школы-девятилетки с педагогическим уклоном при условии прохождения длительных, не менее 3 месяцев, педагогических курсов.
13. Школы-десятилетки при условии прохождения педагогических дисциплин и сдачи установленных испытаний по методике при педагогических училищах.
14. Средние школы с XI педагогическим классом.
15. Средние общеобразовательные политехнические школы с производственным обучением по подготовке старших пионервожатых и воспитателей дошкольных учреждений.
16. Педагогические школы (УССР).
17. Культурно-просветительные школы (училища), политпросветшколы и училища.
18. Годичные педагогические курсы по подготовке учителей начальных школ на территории РСФСР (с 20 февраля 1937 г.).
19. Годичные педагогические классы (с 31 августа 1961 г.).
20. Школы тренеров, в т.ч. и центральную (начиная с выпуска 1960 г.).
21. Высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (с 1932 по 1939 г.).
22. 3-годичные областные советско-партийные школы.
23. Военно-технические и специальные военные училища с 3-годичным сроком обучения (после 1946 г.).
24. Курсы мастеров, начальников участков при техникумах с 2- и 3-годичным сроком обучения (с 1958 по 1961 г.).
25. Годичные школы пионерских вожатых на базе средней школы.
26. Средние специальные школы милиции.
27. Ленинградский областной специальный детский дом музыкального воспитания им.Н.А.Римского-Корсакова (с 23 ноября 1967 г.).
28. Годичные курсы (школы) по подготовке медицинских сестер для дошкольных учреждений.
Примечание. Педагогическим работникам (но не всем), имеющим образование в объеме учительского института и приравненных к нему учебных заведений (приравненными по образованию к этому уровню считались лица, окончившие три курса вуза), до перевода на ЕТС устанавливались более высокие ставки заработной платы, чем лицам, окончившим средние специальные учебные заведения. Но в п.88 Инструкции говорилось, что если для лиц с таким образованием не предусматривается специальных ставок заработной платы, то они устанавливаются в размерах, предусмотренных для лиц со средним специальным образованием. Учитывая изложенное, с введением ЕТС разряды оплаты труда работников с указанным уровнем образования устанавливаются как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
В настоящее время в связи с тем, что стало возможным получение образования в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего и высшего профессионального образования, при установлении разрядов оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений их образование следует определять на основании приведенного выше Перечня, но с учетом требований ст. 27 “Документы об образовании” Закона РФ “Об образовании” и ст. 6, 7 Федерального закона РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение вправе самостоятельно определять формы документов об уровне образования, полученном в данном образовательном учреждении. И только лишь документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования или дает право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
Федеральный закон РФ “О высшем
и послевузовском профессиональном образовании”
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) “бакалавр” не менее чем четыре года;
для получения квалификации “дипломированный специалист” не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) “магистр” не менее чем шесть лет.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация “бакалавр” при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.
2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:
диплом бакалавра;
диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;
диплом магистра;
диплом о неполном высшем профессиональном образовании (в соответствии с пунктом 3 статьи 6);
справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.
4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено государственным органом управления образованием, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании.
5. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
Таким образом, документ об образовании, выданный негосударственным образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования, не дает права работнику на установление разрядов оплаты труда по ЕТС как имеющему среднее или высшее среднее профессиональное образование.
Пунктом 9.7. Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7) предусмотрено, что работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательного учреждения, в порядке исключения могут быть назначены руководителем образовательного учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.
Пример.
Учитель начальных классов имеет среднее профессиональное образование и большой опыт педагогической работы. Такой учитель заслуживает поощрения за свою работу. В отношении него вопрос о более высоком разряде может быть вынесен на рассмотрение аттестационной комиссии учреждения.
Для того чтобы рекомендация аттестационной комиссии, на основании которой руквоводитель вправе издать соответствующий приказ, имела законную силу, необходимо строго соблюсти процедуру рассмотрения данного вопроса аттестационной комиссией учреждения: состав комиссии должен быть достаточным для принятия такого решения, представление руководителя о необходимости такого решения должно быть обосновано и подтверждено наличием необходимых средств для покрытия расходов на оплату по более высокому разряду ЕТС.
Следует иметь в виду, что все решения об установлении работникам более высоких разрядов в порядке исключения могут приниматься образовательным учреждением в пределах имеющихся у него средств. Установленные таким образом разряды оплаты труда действуют только в данном образовательном учреждении. При переходе в другое образовательное учреждение установленный в порядке исключения разряд оплаты труда за работником не сохраняется.
При этом в порядке исключения устанавливаются только те разряды, которые предусмотрены в зависимости от образования и стажа педагогической работы.
В случае, если педагогический работник окончил два и более учебных заведения, при установлении ему разряда оплаты труда во внимание принимается то учебное заведение, которое дает право на более высокий разряд, несмотря на то, что профиль полученной специальности может не соответствовать преподаваемой дисциплине или выполняемой педагогической работе. Исключение только для работников, по должностям которых предъявляются специальные требования о профиле полученного образования.
Изменение разрядов оплаты труда по ЕТС при получении образования или восстановлении документа об образовании производится со дня предоставления соответствующего документа в образовательное учреждение.
Комментарии