search
main
0

Основные этапы. Становление высшего педагогического образования в Коломне

Подготовка педагогических кадров в Коломне началась в 1920 году с открытия учительской семинарии, организованной на базе трехгодичных педагогических курсов. Первый набор составил 15 учащихся. Как следует из архивных документов 1921-1922 гг., новое учебное заведение (в статусе уже педагогического техникума) было рассчитано на обучение 47 человек, оно не имело собственного здания и пользовалось помещением школы 2-й ступени. С 1938 года педтехникум стал именоваться педагогическим училищем, в течение трех лет здесь обучались более 300 учащихся, работали 20 преподавателей. Руководили училищем директор Карп Харитонович Лапта, зав. учебной частью Борис Александрович Скрипов, помощник директора по заочному обучению Владимир Карлович Раделов. В 1939 году на углу улиц Пушкина и Плашкоутной (ныне – имени В.А.Зайцева) было построено трехэтажное учебное здание с просторными аудиториями, актовым и спортивным залами, квартирой директора.

Переход в 1930-х годах к всеобщему семилетнему образованию способствовал появлению нового типа учебных заведений – учительских институтов, призванных за два года подготовить педагогические кадры для неполных средних школ. К концу 30-х годов в СССР действовало свыше 200 учительских институтов, в большинстве выросших из педучилищ. В 1939 году и педагогическое училище в Коломне было преобразовано в учительский институт; студентами первого набора стали 220 юношей и девушек.

15 ноября 1939 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР утвердил устав Коломенского государственного учительского института (именно таким было первичное название), находившегося в системе Наркомпроса РСФСР. Как следует из документа, институт готовил специалистов по истории, математике и физике, для чего в его составе действовали исторический и физико-математический факультеты (отделения). Учебный процесс осуществляли пять кафедр – марксизма-ленинизма, истории, физики, математики, педагогики. Первым директором института был назначен Карп Харитонович Лапта, его заместителем по научно-учебной части стал преподаватель математики Лука Павлович Демин.

Первоначальный штат преподавателей включал 6 человек. На рубеже 1940-1950-х годов он возрос до 38 человек. Из педагогов училища, местных учителей и направленных из Москвы профессоров и аспирантов сформировался основной состав преподавательских кадров, на долгие годы определивший облик учительского, а позднее и педагогического института. В 1939-1953 годах институт последовательно возглавляли Карп Харитонович Лапта, Павел Иванович Васютин, Ефросинья Никаноровна Кудрявцева, Степан Михайлович Дроздов, Виктор Георгиевич Арсенов, Алексей Васильевич Ососков.

В годы Великой Отечественной войны институт не прекращал работу (не считая кратковременного закрытия в октябре – декабре 1941 года). Значительная часть педагогов и учащихся ушли на фронт. С оставшимися студентами занятия проводились в здании школы № 26 из-за размещения в учебном корпусе института военного госпиталя. Много усилий пришлось приложить дирекции, преподавателям и студентам для самообеспечения топливом (торфом, дровами) и продуктами питания, в том числе через подсобное хозяйство. Но свою главную задачу институт выполнил: за годы войны дневным отделением и учительскими курсами был подготовлен 731 педагог.

В связи с потребностями школьного образования 1940-х годов структура и учебный процесс Коломенского учительского института неоднократно подвергались реорганизации. В 1946 году в дополнение к физико-математическому было создано естественно-географическое отделение (закрыто в 1954 г.), а историко-филологическое отделение (образовано в 1944 г., включало исторический и филологический факультеты) разделено на отделения русского языка и литературы и историческое (закрыто в 1952 г.). В совокупности они готовили учителей истории, русского языка и литературы, физики, математики, географии, биологии. Соответственно новым специальностям появились кафедры русского языка и литературы, естествознания, географии. С 1945 года начало действовать заочное отделение по специальностям историко-филологической и физико-математической подготовки. В 1947 году в структуру института была включена базовая школа №3, а ее учителя стали штатными преподавателями.

В 1951 году контингент студентов дневного отделения составил 380 человек, набор 1-го курса – 281, выпуск – 301 человек (189 – дневное и 112 – заочное отделение). Выпускники работали в школах Брянской, Московской, Новосибирской, Рязанской и др. областей и краев РСФСР, Украины, Азербайджана. Для подготовки учителей институт располагал 8 кабинетами, физической, химической и зоологической лабораториями, физкультурным залом, библиотекой (книжный фонд – свыше 40 тыс. экз.), географической площадкой, учебным «мичуринским участком» с теплицами и пасекой. В трех общежитиях проживали 150 иногородних студентов. Действовали курсы по подготовке учителей на базе начального педагогического образования. С 1947 года для поддержания связей со школами, популяризации новых методик и обмена опытом ежегодно 26 июня проводились конференции (встречи) преподавателей, студентов и учителей-выпускников.

Институт был известен художественной самодеятельностью. Преподаватели и студенты не оставались в стороне от общественных работ: они участвовали в уборке урожая, выступали с лекциями перед населением (особенно много в период избирательных кампаний), работали на строительстве трамвайной линии в Коломне, выполняли научные исследования, связанные с задачами местной промышленности и образования. Всего за годы существования Коломенский учительский институт подготовил 3327 учителей.

В начале 1950-х годов педагогическое образование в СССР подверглось реформированию: учительские институты, как успешно выполнившие свою задачу, были закрыты или преобразованы в педагогические, предназначенные для подготовки учителей полной средней школы. Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 августа 1952 года Коломенский учительский институт был реорганизован в Коломенский педагогический институт (КПИ) со сроком обучения четыре года (позднее 5 лет). В его составе первоначально было два факультета – физико-математический и русского языка и литературы, на которых с сентября 1953 года приступили к учебе 159 студентов. Директором КПИ (с 1961 г. должность называется «ректор») был назначен доцент (впоследствии профессор) Дмитрий Егорович Аксенов, возглавлявший его до 1970 года, а заместителями директора по учебной и научной работе – Николай Михайлович Каменнов, по заочному обучению – Борис Иванович Выжгин. Базовой школой КПИ тогда стала школа №26…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте