В традиционных образовательных программах отсутствует приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ученика, не в полной мере учтено взаимодействие основного и дополнительного образования. Недостаточна, на мой взгляд, преемственность программ начального общего и основного общего образования. Знания, полученные в рамках одного предмета, не переносятся в другие предметные области, в результате чего школьники затрудняются использовать их на практике.
Эти противоречия можно частично преодолеть с помощью интегрированных учебных программ и интегрированных уроков.
Более полное развитие индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентиров учеников возможно при взаимодействии основного и дополнительного образования. Именно в этом направлении работает педагогический коллектив нашей школы, участвуя в федеральном эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования.
Наши образовательные программы обеспечивают дополнительную углубленную подготовку по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам. Мы также реализуем новые подходы к формированию учебной деятельности школьника, в том числе к контрольно-оценочной деятельности младшего школьника в условиях безотметочного обучения.
Сложность заключается в том, что мы составляем штатное расписание согласно постановлению правительства Республики Коми №54 и не можем создать службу тьюторской поддержки школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.
С появлением такой службы составление интегрированных учебных планов и единого интегрированного расписания будет более эффективно и предоставит каждому ученику выбор вида деятельности в случае изменения его интересов, а кроме того, даст возможность подготовиться к продолжению образования.
Мы ищем пути модернизации школы и считаем, что только объединение учебного, внеучебного и дополнительного образовательных пространств позволит нивелировать названную проблему, расширит возможности использования ресурсов внеучебного и дополнительного образования и создаст условия для апробирования полученных на уроках знаний в более широкой социальной среде.
Дополнительное образование менее регламентировано, оно направлено на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Модель взаимодействия основного и дополнительного образования у каждого образовательного учреждения своя.
Что касается нашей образовательной программы, то она направлена на развитие индивидуальности ребенка и объединяет усилия учителей, педагогов дополнительного образования, детей и их родителей в единое образовательное пространство для совместной творческой деятельности. В результате в школе появились детские научные проекты, художественные выставки, литературные альманахи и театральные спектакли.
Алла КУРИЛО, директор школы №36, Сыктывкар
Комментарии