Основная школа – наиболее трудное для модернизации звено общеобразовательной школы. Именно здесь наблюдаются наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение учебной мотивации учащихся. Сегодняшняя практика сформировала господствующую точку зрения на подростковый возрастной период как на трудный и непродуктивный для решения образовательных задач.
Традиционно данное звено школы было нацелено на передачу детям основ наук. Сегодня становится очевидной явная ограниченность такой ориентации. На современном этапе деятельность основной школы должна быть направлена на достижение следующих целей (результатов):
╥ овладение опытом самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть в том числе осуществлено и предварительное личностное, социальное, профессиональное самоопределение;
╥ формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
╥ приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе и специфических для изучаемых образовательных областей;
╥ обеспечение функциональной грамотности.
Отправной позицией при реализации названных целей-результатов является то обстоятельство, что собственно педагогические цели основной школы в большей степени связаны с личностным развитием детей, чем с учебными успехами. Отсюда – ориентация на разработку образовательного стандарта, включающего все типы деятельности подростков, а не только учебные.
Таким образом, содержание образования в основной школе должно быть направлено на формирование у подростка способности к осуществлению ответственного выбора, во-первых, собственной жизненной позиции и, во-вторых, индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной траектории, если основная школа становится последним этапом школьного образования).
Подросток, выходящий из основной школы, должен:
╥ видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
╥ обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации;
╥ активно владеть знаниями и умениями, предусмотренными государственным образовательным стандартом;
╥ обладать первичным социальным опытом, позволяющим ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
╥ уметь делать осознанный выбор, по крайней мере на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за этот выбор.
Названные выше исходные установки явились основополагающими при разработке проекта образовательного стандарта основной школы. В ходе этой работы была предпринята попытка существенно пересмотреть и обновить содержание образования, провести его необходимую разгрузку, придать деятельностный характер, жизненную, практическую направленность образованию, сделать его личностно ориентированным, личностно значимым и прежде всего соответствующим возрастным особенностям.
Несомненно, что широкое общественное и профессиональное обсуждение предложенного проекта образовательного стандарта основной школы будет способствовать дальнейшему его совершенствованию.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся должен приобрести следующие общие учебные умения, навыки и овладеть способами познавательной деятельности:
╥ адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
╥ выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
╥ владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
╥ владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
╥ создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;
╥ составлять план, тезисы, конспект;
╥ владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;
╥ определять структуру объекта, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
╥ сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
╥ разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;
╥ уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить контрпримеры;
╥ выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике;
╥ переводить условия реальных задач на математический язык для исследования несложной практической ситуации;
╥ измерять, пользуясь соответствующими инструментами и приборами;
╥ проводить наблюдения, опыты, участвовать в практических и лабораторных работах, описывать и делать выводы по результатам опытов;
╥ уметь действовать по алгоритму, а также в нестандартных ситуациях, не сводящихся к применению известных алгоритмов;
╥ уметь пользоваться основными источниками информации и базами данных, включая электронные, находить информацию в сети “Интернет”;
╥ владеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя основных компьютерных программ при решении учебных и практических задач.
Комментарии