search
main
0

Основное + дополнительное = целое

Цитата Президента Российской Федерации, приведенная в эпиграфе, по сути уже несколько лет лежит в основе нашей с вами деятельности, в логике работы практически всех столичных школ.

​В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России.Владимир Путин, Президент России (Послание Федеральному собранию 1 декабря 2016 года)

Особое значение в ответственной и серьезной деятельности по поиску и раскрытию личной одаренности каждого московского школьника играет дополнительное образование. Сегодня наша московская система дополнительного образования – это «точка входа» в будущую профессиональную деятельность, знакомство с реальным миром реальных (не формальных) достижений и результатов, познание учеником своих способностей. При этом важно, чтобы помогал в этом ученику именно мастер своего дела, умелый человек, который будет делиться своим опытом, показывать на практике особенности и пользу дела, а значит, научит ребенка правильному отношению к себе, своим способностям и к окружающему его миру. То есть профессионал дополнит школу и учителя и сделает мир ученика более многогранным и полным, поможет ученику увидеть целостную картину мира.

Однако в сегодняшнем допобразовании есть одна большая опасность – те, кто в нем работают, все меньше и меньше отличаются (вынуждены не отличаться) от основного школьного учителя. Но одинаковым дополнить невозможно. Можно только или дублировать, или подражать. Давайте вспомним, что 30-40 лет назад кружки вели в свободное время (и иногда предприятия их отпускали специально) по совместительству интереснейшие люди, мощнейшие профессионалы в своей сфере – инженеры, врачи, военные, артисты, журналисты… И они кроме самих конкретных умений и навыков несли детям из серьезного взрослого мира такое же серьезное, взрослое, рациональное, объективное отношение к миру и к себе в этом мире. И это было самым ценным и полезным.

Сегодня очень важно, чтобы профессионал из другой сферы мог попасть к нашим детям. И мы будем создавать все возможности для того, чтобы позволить заниматься дополнительным образованием настоящим профессионалам, людям из реального взрослого не только учительского мира.

Пора постепенно хотя бы в допобразовании начинать привыкать к мысли, что можно и отходить от традиционной классно-урочной формы и всех формальных требований, с ней связанных. Развитие дополнительного образования должно быть не менее важной и приоритетной задачей наравне с основной программой, и где-то, может быть, даже фактически в другой форме решать и задачи основной программы. Гибкая, взаимодополняемая система «внеклассноурочного» образования – это очень мощный катализатор в развитии личности человека, профессионала, гражданина, и в особенности его социализации. В такой неформальной творческой атмосфере ребята учатся коммуницировать и взаимодействовать друг с другом. При этом в отличие от полноценного профильного образования, которое в основной школе вводить, пожалуй, еще рано, кружки никак не ограничивают выбор ребенка и предоставляют гораздо больше возможностей для разностороннего и углубленного саморазвития.

Из-за нашей привычки к одной организационной форме школы, «классно-урочной», и неготовности строить организационную культуру школы как-нибудь иначе, мы и этот выбор ученика упаковываем в классно-урочную систему, и в результате – вроде бы хорошо, что мы даем выбор, но мы тут же делим детей по разным классам-«коробочкам» даже пусть на основе их собственного выбора. Но ведь есть же форма неформальная, кружковая, вне классных коллективов.

ФГОС дает школе высокую степень свободы , а значит, сегодня учебный день ученика может меняться за счет некоего уменьшения обязательных формализованных уроков в пользу увеличения неформальных, так и хочется назвать, кружковых занятий, где, не порывая отношений с детьми своего класса, которые совершенно разные, человек уходит в кружок по своим интересам. Чем больше будет этих кружков, тем больше будет возможностей у человека корректировать свой выбор, потому что прекратить занятия в кружке и перейти в другой не страшно, а выйти из обязательных для тебя класса и урока – всегда очень тяжело.

Стоит отметить, что развитие в частности технических кружков – сегодня одна из приоритетных задач российского образования, поскольку в современном мире «важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы», как отметил в своем послании Президент. И очень приятно осознавать, что у наших московских школьников такие возможности есть и они расширяются с привлечением все большего числа предприятий и университетов, открытием крупнейших технопарков (подробная информация размещена на сайте http://dogm.mos.ru/napdeyat/obdet/education_dop/).

Возможности города создают уникальную многопрофильную, многокомпонентную среду для развития способностей и умений каждого ребенка. Сегодня в Москве процесс обучения вышел за рамки школьных стен, часто занятия происходят вне школы и охватывают весь город. Внешкольное образование по определению ориентировано на получение реальных неформальных практических навыков и умений, помогает научить ребенка использовать школьные знания, чтобы создавать и использовать новое, добиваться жизненных внешкольных результатов. Город предоставляет ученику неограниченный выбор различных активностей. Музеи, парки, театры, предприятия и многое другое открыты для школьников, такие занятия (не в закрытом классе, а в большом открытом городе) гораздо более интересны для детей (http://dogm.mos.ru/projects/mus_2016/).

А мы должны стать специалистами по интеграции возможностей каждой школы с возможностями всего города, это – соседние школы, учреждения системы образования, учреждения не только системы образования. При этом, нельзя превращать эти уникальные возможности во всеобщие повинности и тем самым уничтожать эти возможности.

Не должно быть такого, чтобы кружки были принудительными, а конкурсы талантов обязательными, причем так, что проигравший окажется бесталанным или с «ненужным» талантом. Такого не бывает, у каждого ребенка есть какая-нибудь особая способность, дарование, проще говоря – то, что у него лучше всего получается и что ему нравится делать. В профессиональной взрослой жизни это называется призвание, жизненное дело.

Допобразование служит помощником ребенку в понимании, раскрытии и развитии таких способностей, и ни о каком принуждении или различии «нужный» и «ненужный» талант здесь речи быть не может. Поэтому надо развивать систему, адекватную времени и запросам учеников, московских семей. Дополнительное, «внешкольное» (по сути, по духу, а не по месту реализации) – это, прежде всего, получение первого жизненного опыта, приспособления к реальной жизни в обществе, а не в школьном классе, а, значит, обучение такое должно проходить в условиях реальной «профессиональной практики», в общении с людьми профессии. Тогда мы с вами решим нашу главную задачу – раскрытие талантов и одаренностей учеников, ведь каждый человек сумеет найти свое призвание в московской школе.

P. S. Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно (Аристотель, «Метафизика»)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте