Современные реалии требуют принципиально новых подходов в образовании. Готовое знание перестало быть востребованным. Сейчас нужно замотивировать ребенка самому найти ответы на вопросы и научить это делать. При этом, в век гаджетов и технологий важно не забывать про духовное развитие. Но найти подход к современным детям бывает не так просто. Педагоги-новаторы уже решают эти задачи, предлагая свежие идеи. Талантливый монтессори-педагог Тимур Сагдеев – один из них. Он создал «Мужской клуб», который помогает мальчишкам-хулиганам «взяться за голову». В интервью Тимур рассказал, как пришла идея создать такой клуб, что делать со сверхэнергичными детьми и как воркаут и капоэйра помогают в воспитании.
– Тимур, вы монтессори-педагог, тьютор, детский психолог, соавтор книги про образовательные практики для детей на природе «Босиком под звездами». Почему выбрали такие нетипичные для мужчины направления работы?
– Изначально я работал в финансовом секторе. Но в 2017 году произошел случай, который подтолкнул меня уйти в педагогику: я заменял вожатого в детском лагере, и, когда между детьми произошел конфликт, мне удалось его разрешить. Тогда несколько человек сказали, что из меня вышел бы неплохой детский психолог. С того момента я задумался о смене сферы деятельности. Переквалифицировался с маркетолога и получил образование педагога-психолога и монтессори-педагога, в том числе проходил обучение у тренеров из Германии. Работал в монтессори-школе «Мозаика-republic» в Казани, а затем в одной из крупнейших монтессори-школ России «Земляне». Там запустил первый «Мужской клуб», проводил образовательные тренинги для монтессори-педагогов, участвовал в конференциях. Вместе с основателем школы написал книгу про образовательные практики для детей на природе.
Работая с мальчишкам в «Мужском клубе», я реализую то, чем мне нравится заниматься, что у меня, по словам родителей детей, их педагогов и самих ребят, отлично получается, и то, на что есть запрос у общества. Мне всегда нравилось работать с детьми – даже с такими «хулиганами», от которых отказывались школы. По отзывам родителей и коллег, у меня получается найти подход к таким мальчишкам.
– Вас быстро заметили в профессиональном сообществе. Сейчас Вы являетесь членом Межрегиональной Монтессори Ассоциации и Межрегиональной Тьюторской Ассоциации. Вы даже стали участником одного из крупнейших мероприятий в сфере педагогики – «Монтессори Весна». Расскажите об этом подробнее.
– Да, моим опытом работы стали интересоваться и другие педагоги. Думаю, это произошло благодаря проекту онлайн-школы, что мне доверили развивать в школе «Земляне», и членству в Ассоциациях, в которые меня приняли за весомый вклад в развитие индивидуализации образования в РФ, актуализацию Монтессори педагогики стране. С тех пор меня нередко приглашают выступить в качестве эксперта на том или ином мероприятии. Так я попал в 2019 году на фестиваль «Монтессори Весна» в Москву. Там собрались более 700 человек со всей России, СНГ и стран ближнего зарубежья, чтобы обсудить самые значимые вопросы педагогики и образования. Участниками были как члены профессионального сообщества, так и родители. В рамках этого фестиваля я выступал на конференции в блоке про «живое образование».
– Тимур, вы создали «Мужской клуб» – уникальный проект наставничества мальчишек, которых воспитывают матери-одиночки. Аналогов ему нет. Неудивительно, что он стал популярен не только у нас, но и за рубежом. Я знаю, что в клубе, а точнее, в его онлайн-версии, состоят дети из разных уголков России, Европы и США. Почему в него так стремятся попасть, в каком формате он работает, кому помогает и какие новые способы воспитания детей вы применяете?
– Клуб существует в онлайн-формате, а также в виде кружка и внеурочных классов на базе центров дополнительного образования и монтессори-школ в городах России. Упор идет на физическое и нравственное развитие через столярное мастерство, физические упражнения, обсуждение фильмов и книг. В основном мы работаем с хулиганами, с которыми никто не хочет связываться, чьи родители вынуждены каждый год искать новую школу. Это общая проблема, не имеющая границ. В любой точке мира вы найдете таких ребят, которым не к кому обратиться и не с кем поговорить по душам, которых везде окружают только женщины: дома, в школе, на кружках. Интересы у мальчиков и их наставниц диаметрально разные, эти две группы не понимают друг друга, не слышат. Я вижу свою миссию в том, чтобы быть этаким проводником в мир, создать мальчикам комфортную среду, помочь им найти себя в жизни. И, судя по тому, что «Мужской клуб» действительно обрел популярность повсеместно, это именно то, что нужно сейчас обществу.
– На данный момент «Мужской клуб» запущен при школах и детсадах в нескольких городах России. Как это выглядит? И есть ли у вас команда, которая помогает проделать такую большую работу?
Я работаю над клубом один, как таковой команды нет. Потому и было принято решение запускать клубы при школах, детсадах. Там команда рождается из тех, кто хочет и может продолжить мою работу. Первое время занятия веду сам, а потом обучаю педагогов тому, что делаю с ребятами, поддерживаю их удаленно, когда что-то не получается. В онлайн-версии клуба все занятия провожу сам, иногда зову своих друзей-знакомых из различных сфер, в которых у меня не хватает квалификации.
Так как я изначально монтессори-педагог, а это сообщество очень сплоченное, то планирую открывать клубы при монтессори-школах в различных городах России, уже есть заявки, и даже в других странах. Сейчас клуб функционирует в нескольких монтессори-школах, детских садах и образовательных центрах Москвы и Казани. Если говорить о цифрах, то ближайшая цель – открыть еще 10 школ и довести общее количество учеников до 1000.
– Заинтересовать хулиганов не так просто, тем более заставить что-то изучать. Но под вашим руководством они читают книги, делают различные проекты, активно занимаются спортом. Как вам это удается? В чем секрет вашей уникальной программы?
– Программа родилась не сразу, я много пробовал и экспериментировал на занятиях первого клуба. В итоге выделил базовые ветви клуба: зарядка, походы, мастерская, книжный и киноклубы, «Воин Света». Зарядка может быть практикой цигун, йогой, стандартной ОФП, воркаутом, вин-чун, капоэйрой, боксом, жонглированием, хождением по стропе, игрой в футбол или баскетбол, бегом. Что конкретным детям нравится больше, то и продолжаем. Всё вышеназванное я могу проводить сам, так как всем этим занимался, а чем-то продолжаю и по сей день. Я всегда пробую что-то новое, увлекаюсь этим и несу к нам в клуб.
На мастерских делаем что-то своими руками, чаще всего это работа с деревом или проекты, направленные на понимание физики и химии. В киноклубе я задаю детям посмотреть фильм или прочитать книгу. На различные сцены и сюжеты составляю вопросы, обсуждение которых потом выводит нас на очень глубокие темы.
«Воин Света» – это мое любимое произведение Пауло Коэльо. Такие занятия выглядят как короткий вброс с моей стороны в виде стихотворения или мудрой цитаты из книги, и мы рассуждаем на эту тему. Также это определенные практики на развитие осознанности или силы воли. Например, ребенок ставит себе какую-нибудь цель, прописывает шаги ее достижения, определяет сроки. Периодически мы поднимаем этот план и обсуждаем, что получается, что нет, корректируем и ищем варианты реализации.
– Вы обучаете не только детей, но и самих педагогов. Многие хотят перенять и внедрить вашу уникальную методику в свою работу. Также я знаю, что вы состоите в экспертном совете Международного Института Монтессори. Чем именно вы занимаетесь в этой роли и какую помощь оказываете своим коллегам?
– Международный институт Монтессори делится своим опытом работы с детьми по монтессори-системе уже больше 20 лет. И обучение педагогов методам работы со сложными подростками является частью моей деятельности в экспертном совете института. Я приезжаю в школы с практическими семинарами, помогаю внедрить свою методику. В дальнейшем сопровождение не заканчивается, я слежу за результатами педагогов и при необходимости оказываю онлайн-поддержку.
Также в составе экспертного совета института я провожу экспертную оценку качества работы педагогов с подростками. По итогу формирую для учреждения документ с аналитическим выводом текущей ситуации и даю рекомендации по повышению навыков педагогов в этой сфере.
– Тимур, вы не только создатель «Мужского клуба», но и автор книги «Босиком под звездами», которая вызвала интерес у всего монтессори-сообщества. О чем она и кому может быть полезна?
– Книга «Босиком под звездами» написана в 2019 году в соавторстве с основателем монтессори-школы «Земляне» Юлией Никишиной. Она создана для родителей и педагогов, которые стремятся вынести свои занятия за пределы школьных стен, помочь ученикам стать ближе к природе. На страницах мы с любовью рассказываем о нашем опыте проведения школьных занятий на природе, показываем, как можно сблизить детей с ней. Читатели найдут там много примеров, наших собственных воспоминаний из детства, описание уроков на природе. Книга вышла тиражом 1000 экземпляров, и он уже весь распространен. Нашу работу купили многие родители. Приятно, что книга пользуется спросом и в профессиональном сообществе – мы периодически получаем благодарности от педагогов монтессори-учреждений со всей страны. Сейчас мы создаем на основе книги онлайн-курс, который поможет в работе педагогам.
– Если заглянуть немного вперед, то какими, по-вашему мнению, должны быть школа и детский сад будущего?
– Живыми, постоянно меняющимися, прислушивающимися к потребностям детей, родителей и общества. Они должны находиться в тесном контакте с реальными практиками, людьми всевозможных сфер, чтобы ребенок мог на себе почувствовать, для чего ему необходимы эти знания.
Комментарии