Петербургский университет, или – как его ранее называли – Петровский университет, был учрежден Указом Петра I в Зимнем дворце 22 января 1724 года в присутствии сенаторов Ф.М.Апраксина, Г.И.Головкина, А.Д.Меншикова и других. Несомненно, что для русского царя и его сподвижников создание системы высшего образования было первоочередной потребностью развития профессионально-технического образования. Но для создания профессиональных школ остро не хватало педагогов высшей квалификации.
Школьная реформа, как и университетская, нашедшая свое отражение в уставе 1863 года, традиционно и по праву рассматривается как одно из важнейших преобразований начала 1860-х годов наряду с отменой крепостного права, военной, судебной, городской и цензурной реформами.
Развитие капитализма в России требовало перестройки всей системы образования, создания более подходящих условий для научно-технического прогресса. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт нуждались в развитии естественных и точных наук, в распространении естественно-научных и технических знаний. Торговле, финансовой и налоговой системам были необходимы как специалисты – экономисты и юристы высокой квалификации, так и лица с гимназическим образованием. Таким образом, школьный и университетский вопрос в эпоху Александра II далеко выходил за рамки общеобразовательных дел и вырастал в крупную общественную проблему.
С 1860-х годов происходит бурный рост естествознания в России. Среди молодежи широкое распространение получает идея Д. И. Писарева о преимуществе и даже противопоставлении естественных наук, основанных на материалистических началах. Типичный представитель поколения 1860-х годов, «нигилист» Базаров, был выведен И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета во второй половине XIX века становится крупнейшим в стране центром естествознания, что, естественно, привлекает к нему сотни молодых людей.
Как известно, университетский устав 1863 года (подписанный Александром II 18 июня 1863 года) рассматривался историками как наиболее либеральный и удачливый университетский регламент в России XIX – начала XX века и предоставлял университету автономию как корпорации профессоров. Этот устав просуществовал до эпохи контрреформ правительства Александра III, когда 23 августа 1884 года Александр III подписал законопроект министра народного просвещения И.Д.Делянова об отмене «вольностей 1863 года», ликвидирующий автономию университета и подчинявший его жизнь мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Большинство профессоров Петербургского университета отнеслось к университетской контрреформе резко отрицательно, как, впрочем, и в правительственных сферах: большинство Государственного Совета высказалось против.
Университетский устав 1863 года, в разработке которого деятельное участие принимала особая «комиссия Чебышева» от совета Санкт-Петербургского университета, по праву можно назвать детищем ученого.
Главным и в значительной степени независимым органом управления университета становился его совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а также профессоров на вакантные кафедры. Университетский совет получал возможность разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять, какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания (советы): их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. При таком устройстве ректор и деканы оказывались исполнительными органами при своих советах. Хозяйственные и административные дела сосредоточивались в правлении, состоящем из ректора, проректора и деканов всех факультетов.
Университет получал право учреждать ученые общества: Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (1868 год); Химическое общество (1868 год); Филологическое общество (1869 год); Физическое общество (1872 год).
Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете, или разбор конфликтов с преподавателями. Как правило, этому суду полиция передавала рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами вне пределов университета.
Университету было предоставлено право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы любые приборы, учебные пособия и литературу. Университет пользовался также правом наследования имущества своих сочленов в случае отсутствия завещания. Увеличено было жалованье всем сотрудникам университета. Ординарный профессор стал получать 3000 рублей серебром в год, и его должность соответствовала V классу по табели о рангах, экстраординарный профессор стал получать 2000 рублей (VI класс), штатный доцент – 1200 рублей (VII класс). Ректор, деканы и секретари факультетов получали добавочное жалованье в 1500, 600 и 300 рублей соответственно.
После 1863 года значительно укрепилась материально-техническая база университета. Университетская библиотека к 1884 году увеличила свои собрания до 62361 названия в 332284 томах. Пополнились ранее существовавшие кабинеты, и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория.
По уставу 1863 года университету полагалось иметь 51 профессора (34 ординарных и 16 экстраординарных, 1 профессор богословия), 24 доцента, 8 лекторов иностранных языков, 4 лаборанта. Помимо них, устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов вне штатного жалованья, получавших разовые вознаграждения из специальных средств университета. Эти меры вели к обновлению преподавательского состава за счет привлечения молодых ученых. Впервые факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке за границу для завершения образования (то есть уже в 1860-е годы возник прообраз современной аспирантуры). По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов.
В феврале 1869 года состоялось празднование 50-летней годовщины воссоздания университета в Петербурге. К юбилею была выпущена медаль с изображением здания университета и словами «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». На другой стороне медали были размещены портреты Александра I – «основателя» и Александра II – «покровителя». Ответить на вопрос, чем была вызвана такая «забывчивость» руководства университета, уже в 1840-е годы переставшего подчеркивать преемственность их учреждения с «Петровским университетом» в рамках Академии наук, сложно. Наверное, тактически выгоднее было увязывать себя не с далекими петровскими временами (1724 год), а с деятельностью ныне царствующих монархов. Не случайно и изображение на медали 1869 года портретов Александра II и его родного дяди.
Что касается студентов, то устав 1863 года требовал от них жесткой учебной дисциплины, они должны были проходить курс по строгому учебному плану и сдавать экзамены в соответствии с этим планом. Плата за обучение оставалась прежней – 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. В 1870-е годы уже около 70% студентов пользовалось различными льготами по плате за обучение. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. Кроме того, в 1882 году открылось общежитие для студентов под именем коллегии императора Александра II (ныне – здание административно-хозяйственных служб СПбГУ).
Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших женских курсов в Петербурге в 1878 году. Формально курсы были независимыми от университета, но фактически все преподавание осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. В качестве учредителя была выбрана кандидатура профессора Бестужева-Рюмина, по имени которого курсы и стали называться в дальнейшем. Многие профессора читали лекции безвозмездно. Впереди курсы ждали нелегкие испытания и длительная борьба за признание их выпускного свидетельства равным университетскому диплому, но важнейший шаг на пути к доступности университетского образования для русских женщин был сделан.
Комментарии