Цель: учащиеся должны получить представление об обществе, знать его отличительные особенности и роль в жизни человека, страны. Основные понятия: общество, страна, государство, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера.
В основу положен материал учебника А.И.Кравченко «Обществознание. 8 класс».
Ход урока
Этапы работы над понятием:
1. Знакомство: раскрытие «веера смыслов», изучение значения понятия.
Методический прием: словесная ассоциация // «мозговая атака».
Цель: дети должны выделить два узких смысла понятия «общество»
определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности; конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
Вопрос: Какие словосочетания, в которых используется слово «общество», вы можете назвать?
Все варианты записываются на доске. Если сразу же после формулировки вопроса возникает пауза, учитель должен написать свой вариант: «общество любителей животных», «первобытное общество». «Мозговая атака» должна продолжаться, пока варианты не иссякнут, так как каждый желающий должен получить возможность высказаться. Записываться должны все варианты.
По окончании «мозговой атаки» школьникам предлагается:
1). Убрать лишние слова и выражения (например, слово «общение» и слово «общество» имеют общий корень, но задание было – назвать словосочетания со словом «общество», а не однокоренные слова).
2). Сгруппировать оставшиеся словосочетания по смыслу. Если школьники затруднятся с выполнением данного задания, учитель должен сопоставить два своих примера, а затем предложить ученикам разбить оставшиеся на соответствующие группы (например, словосочетание «общество анонимных алкоголиков» ближе «к обществу любителей животных» или к «первобытному обществу»?).
2. Выработка определения при помощи наводящих вопросов.
Разбив словосочетания на две группы, школьники должны сформулировать их принципиальное различие. Ученики должны прийти к двум определениям понятия «общество», которые они и записывают в тетради под диктовку учителя.
Следует заметить, что понятие «общество» можно применять только по отношению к людям. Не бывает общества стульев, так как они неодушевленные. Не бывает общества собак, так как по отношению к животным принято использовать понятие «сообщество». Часто вместо русского слова «общество» используется понятие латинского происхождения «социум». «Общество» и «социум» – синонимы. Чаще всего понятие «социум» еще в одном, третьем значении слова «общество». Это социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.
3. Определение существенных признаков.
Общество в данном понимании применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам.
ОБЩЕСТВО:
своя территория,
существует дальше продолжительности жизни одного человека,
пополняется за счет детей представителей объединения,
своя культура, общие обычаи, традиции, нравы,
своя система управления,
свое название и история,
браки заключаются между представителями объединения
Признаки общества можно просто продиктовать для записи в тетрадях, но нагляднее будет приведенная выше схема.
Все общество можно разделить на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Политическая сфера связана с культурной жизнью общества. Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношении и взаимодействии друг с другом.
К доске вызываются четыре добровольца, каждый из которых отвечает за свою сферу: экономическую, социальную, политическую и духовную. Остальным детям предлагается сделать соответствующую таблицу в тетради. Учитель называет элементы той или иной сферы (деньги, президент, безработные, театр), а ученики у доски записывают их, если считают, что элементы относятся к их сфере. Лучше начинать с более очевидных элементов той или иной сферы, а потом переходить к более сложным: земля, труд, армия, милиция, церковь, пенсионеры. Затем стоит всем классом обсудить каждый элемент, исправить ошибки.
Для того чтобы понимать такое сложное явление, каковым считается общество, надо различать три сходных понятия: «общество», «страна», «государство». Сравните:
территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом;
политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуры правления (правительство, парламент).
Какое из данных определений относится к понятиям «государство» и «страна»?
Если школьник ошибается в соотнесении понятий и определений, учитель может предложить высказаться кому-нибудь с противоположным мнением. В результате ученики должны записать определения понятий «государство» и «страна».
Для закрепления даются выражения, в которые дети должны вставить понятия «общество», «государство» или «страна».
…обладает самой большой плотностью населения.
В …социальное расслоение достигло максимально возможной степени.
…проводит политику помощи малоимущим – старикам, многодетным, безработным.
Необходимо подчеркнуть, что возможны ситуации, в которых понятия «страна» и «государство» выступают синонимами.
Домашнее задание: выучить определения; написать восемь собственных примеров в таблицу «4 сферы общества».
Алиса КЛОЦ, студентка историко-политологического факультета Пермского университета
Комментарии