search
main
0

Основа самоорганизации и самоуправления

“Партнерство школы и сообщества” – одна из программ центра “Сотрудничество”. В условиях демократических изменений, происходящих в обществе, сокращения государственного бюджетного финансирования образовательных учреждений эта программа помогает школам самостоятельно решить большую часть проблем: формирование у учащихся активной гражданской позиции, социальная адаптация ребенка, привлечение ресурсов сообщества к развитию образования, увеличение доли внебюджетного финансирования.

Центр “Сотрудничество”, более четырех лет работая по данной программе, помогает школам решить проблему установления партнерских отношений с сообществом (это родители, представители власти, коммерческие структуры, жители). Разработаны социальные технологии установления взаимовыгодного партнерства, которые успешно используются в 16 регионах России (Красноярском, Алтайском краях, республиках Хакасия и Алтай, Новосибирской, Томской, Иркутской, Омской, Кемеровской, Свердловской, Архангельской, Тюменской, Амурской, Пензенской, Самарской, Ростовской, Воронежской, Пермской областях).
В результате ресурсы школы используются более эффективно в интересах всех людей, живущих вокруг. Оказание образовательных услуг осуществляется более экономично. Школа, превращаясь в “гражданский центр” микрорайона, сама получает реальную помощь и содействие от общественности, коммерческих структур, власти. Между ними устанавливается диалог и взаимовыгодное сотрудничество. Образование реально становится важным делом для всех. Школа и жители обретают чувство принадлежности друг к другу. В то же время вокруг нее начинается процесс самоорганизации и развития местных сообществ, способных самостоятельно решать не только задачи образования, но и другие социальные проблемы.
Особую актуальность и значимость программа приобрела в связи с выходом ряда документов. У работников образования появились задачи развития партнерских государственно-общественных форм управления и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. В рамках программы “Партнерство” центр “Сотрудничество” предлагает создание общественного фонда на базе школы как одну из форм общественного управления общеобразовательным учреждением и установления взаимовыгодного социального партнерства.
Изучая международный опыт создания общественных фондов и адаптируя его к российским местным традициям, центр “Сотрудничество” и американская некоммерческая организация ЕСНО развивают особый подход к созданию общественных фондов на базе партнерства школы и сообщества в небольших масштабах – городском микрорайоне, поселке, селе и предлагают готовую модель, а также методику их создания, пакет юридических документов для регистрации фонда в органах юстиции.
Общественный школьный фонд – это неправительственная, негосударственная, некоммерческая организация. Он не ставит целью извлечение прибыли и распределение ее между участниками, а направляет свою деятельность на решение проблем школы и сообщества. Это благотворительная организация, предоставляющая услуги сообществу в соответствии с целями, заявленными в ее уставе и определенными федеральным законом. В состав правления фонда входят представители третьего сектора, бизнеса, родительской общественности и активные жители микрорайона.
Фонд – это разновидность некоммерческой организации, которая может заниматься благотворительной деятельностью в качестве юридического лица. Он не имеет членства и может быть учрежден гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов. Он преследует социальные, благотворительные, культурные и образовательные цели, направлен на обеспечение возможности местному населению и школе стать более активными участниками и партнерами в решении проблем школы и сообщества, развитие местной благотворительности и гражданской активности населения с целью становления российского демократического общества на местах (микрорайоне, поселке, селе), а также на привлечение ресурсов сообщества и поддержку гражданских инициатив и социально значимых проектов грантами, служит механизмом установления социального партнерства между представителями трех секторов.
Часто на практике школьные фонды называют попечительскими советами. Нам хотелось бы показать разницу между ними. Попечительский совет может работать как юридическое лицо, так и на основании положения о попечительском совете. Он создается для привлечения внебюджетных средств на развитие образования; контроля за правильным распределением средств; привлечения общественности к управлению школой.
В структуре общественного школьного фонда попечительский совет может быть органом управления. Фонд помогает решить следующие вопросы: узаконить и оформить сбор родительских и иных средств для нужд школы; привлечь общественность к управлению школой, а также дополнительные источники финансирования для развития образования; организовать коммерческую деятельность; объединить ресурсы сообщества для его развития; решить социальные, образовательные и бытовые проблемы школы и сообщества.
Пока что у нас инициатива и гражданская активность не стали нормальными явлениями. Мы не верим, что сами можем изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Всю ответственность за положение в стране мы возлагаем на власть. Поэтому мы видим то, что происходит в просвещении, здравоохранении, социальной сфере. Демократия, провозглашенная в стране, является только лозунгом. И если мы хотим жить иначе, то необходимо перестать быть пассивными, пытаться самим изменить ситуацию. Законы Российской Федерации “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, “О некоммерческих организациях”, “Об общественных объединениях” открывают большие возможности для активных граждан. Формой объединения жителей для решения проблем сообщества является общественный школьный фонд.
В Сибири создано и успешно работают более 20 таких фондов. Каждый имеет индивидуальную программу развития, которая соответствует целям и задачам организации. Однако можно выделить основные черты, присущие традиционной модели:
Фонд осуществляет свою деятельность в определенном географическом регионе.
Служит интересам сообщества, на территории которого расположен.
Способствует установлению взаимовыгодного межсекторного социального партнерства.
Показывает механизмы установления такого партнерства.
Имеет постоянный благотворительный капитал (родительские взносы).
Вовлекает в деятельность всех желающих на принципах добровольчества и взаимного интереса.
Является организатором жителей для решения проблем школы и сообщества.
Привлекает их к самоорганизации и самоуправлению.
При сегодняшней актуальности идеи создания попечительских советов и благотворительных фондов опыт создания и работы школьных фондов является уникальным. Результаты показывают, что фонды являются хорошим подходом в развитии гражданской активности жителей микрорайона, а значит, российского гражданского общества.

Ирина ГРЕВЦОВА,
координатор программы “Партнерство”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте