search
main
0

Основа обучения. Мысль ребенка должна работать

Френсис Бэкон, английский философ, историк, политический деятель XVI-XVII веков, утверждал, что «человек, не знающий математики, не способен ни к какой другой науке». Это доказывает и многовековой опыт человечества, и мой личный опыт учителя. Как правило, ребенок, хорошо успевающий по математике, успешен и по другим предметам, в том числе по гуманитарным. Чего как раз о так называемых гуманитариях не скажешь. Почему так называемых? Потому что, на мой взгляд, гуманитарии – просто те, кому не помогли освоить математику. Математика – в самом деле основа и инструмент для всех наук. И цель ее вовсе не в том, чтобы ребенок научился считать сдачу, как сейчас принято все сводить к практическому применению предмета. Для этого хватит знаний, пожалуй, и первоклассника. Цель математики в школе – научить ребенка мыслить самостоятельно, нестандартно. Может быть, даже не так важны знания, вернее их получение, как процесс развития мышления.

Увы, теперь у детей одна цель в изучении математики – сдать ЕГЭ. Безусловно, экзамен по математике нужен – это объективная оценка труда и ученика, и учителя. Но тестированием математику можно проверять лишь на уровне «удовлетворительно-неудовлетворительно». Все, что выше – невозможно. И потому, что нервная система у всех разная – причем у талантливых более тонкая, и потому, что тесты не показывают главного – пути решения задачи, самого процесса мышления. Причем программа построена «под ЕГЭ», хотя и «не достроена» – многих моментов, которых требует экзамен, в ней нет. Тут не до хорошего – хоть бы вызубрить. Программа сложная, рассчитанная на запоминание. У 10-11-х классов очень насыщенный материал, огромный объем, сложные схемы. У одиннадцатиклассников – основательнейший материал по тригонометрии. Нам некогда формировать у детей навыки мышления – мы каждый урок изучаем новую тему. Даже термины запомнить не можем, а ведь надо не только и не столько запоминать, сколько понимать. Если меня, математика с двадцатилетним стажем работы в школе, примерно так же начать загружать, я не справлюсь. При этом часы, отведенные на изучение математики, неуклонно стремятся к сокращению. Начиная с пятого класса всегда их было 6. Теперь в разных классах – 4-5. Планка знаний по математике все выше, но именно за счет нее мы изучаем другие предметы – экономику, к примеру.

Изучение математики вынужденно сводится к запоминанию правил и стандартных алгоритмов. При этом практическому применению этих алгоритмов отводится настолько мало времени и внимания, что большинство школьников воспринимают уроки математики как трату времени, а все вычисления проводят на калькуляторе. В итоге к 8-9-м классам забываются даже навыки действий с дробями и порядок действий в арифметике. Зато в программе есть вещи, которые ребенок просто не в состоянии усвоить. Например, в 10-м классе мы начинаем изучать стереометрию, хотя пространственное воображение у детей формируется до 14 лет! В 15 лет уже поздно. И в 10-м классе отличники вдруг становятся троечниками, ведь это сложно – переучивать и переучиваться. Понятно, что энтузиазма даже у тех, кто математику любил, убавляется. Я считаю, что математику действительно нужно изучать в серьезных объемах. По-хорошему урок математики должен быть игрой интеллекта, но для этого надо усовершенствовать программу. Проблема школьной математики не только в том, что в ней нет интересных задач. Нет, не тех, которые требуют механических подсчетов и зависят только от памяти ученика, а не от ума. Программа вообще не предполагает, что мы должны заставить работать мысль ребенка. Дайте же нам время! Нужны математические исследования, исследования баз данных, поиски возможностей – то, что ближе каждому.

Надежда БОРИС, учитель математики лицея №137 города Омска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте