Обновление содержания образования в условиях изменения потребностей личности и общества ориентирует гимназию на активный поиск новых форм работы, способствующих развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности.
Галина МАШКОВА,заведующая БИЦ гимназии №1503
Учебно-исследовательская работа, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, индивидуализация учебно-воспитательного процесса, поддержка одаренных детей, создание условий для их самореализации, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика – все эти задачи требуют создания особого типа образовательно-творческой среды как системы функционального взаимодействия образования и воспитания. В основу подобной системы, на мой взгляд, должно лечь широкое информационное поле, позволяющее каждому гимназисту выбирать и осваивать свой личностно ориентированный образовательный маршрут.
Система работы традиционной школьной библиотеки в силу ограниченности информационных, кадровых, материальных ресурсов не способна создавать и поддерживать подобную информационно-образовательную среду. Вместе с тем именно библиотека, на мой взгляд, должна концентрировать в своих стенах основные информационные ресурсы школы, владеть технологиями их продвижения, освоить и использовать разнообразные формы и методы индивидуальной и массовой работы с учащимися и, таким образом, создать мощный потенциал для удовлетворения информационных потребностей и поддержки всестороннего развития школьников.
Разрабатывая план экспериментальной деятельности ГЭП «Библиотека в школе будущего», мы выдвинули гипотезу, согласно которой реорганизация библиотеки в новое структурное подразделение – библиотечно-информационный центр (БИЦ) – позволит выстроить систему функционального взаимодействия образовательных и творческих составляющих обучения как особого типа образовательной среды. Эффективность этой системы будет обеспечена при условии реализации системы пролонгированных исследовательских и творческих проектов. Расширение образовательного поля БИЦ будет также способствовать становлению творческого и ориентированного на познание читателя. При этом модель БИЦ рассматривается нами не только как центр информации, но и как центр организации образовательно-творческой деятельности.
Библиотека нашей гимназии, преобразованная в БИЦ, работает уже три года. В течение этого времени, обобщая накопленный опыт, мы смогли сформулировать основные принципы функционирования нового структурного подразделения.
Нам удалось подобрать квалифицированные кадры педагогов дополнительного образования, расширить и усовершенствовать материально-техническую базу, наладить социальное партнерство, что позволило позиционировать БИЦ как информационный, интеллектуальный и досуговый центр, обеспечивающий совместную творческую деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к чтению, книге, искусству, культуре.
Сегодня БИЦ имеет современную развитую структуру, включающую библиотеку, медиатеку, пресс-центр с радиостанцией «Школьная волна», издательство, актовый и конференц-залы для массовых мероприятий; качественные традиционные библиотечные ресурсы – хорошо укомплектованный фонд книг и периодики, справочно-библиографический аппарат; современные медиаресурсы – фонд аудио- и электронных книг, электронный каталог, созданный в программе «1С: Школьная библиотека»; обширный перечень медиасредств – локальная сеть гимназии, компьютерный парк со свободным доступом в Интернет, разнообразная аудио-, видеоаппаратура, копировально-множительная техника и др.
Созданный в гимназии БИЦ решает принципиально новые задачи: формирование ключевых компетенций гимназистов, обучение информационной грамотности, организация деятельности творческих объединений, включающих всех участников образовательного процесса, расширение образовательного поля, создание института социального партнерства. Например, в 2006 году, в год столетия со дня рождения Дмитрия Лихачева, в нашей гимназии состоялась открытая городская конференция «Уроки Д.С.Лихачева», которая объединила педагогические коллективы и гимназистов городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Витебска (Республика Беларусь), Киева (Украина), Саранска (Мордовия), Смоленска. Нам также удалось найти единомышленников среди учреждений науки и культуры. Встречи на конференции стали ежегодными. Личность замечательного ученого привлекает наших учеников, многие считают его своим идеалом.
Исследовательские и творческие работы учеников, методические разработки педагогов и библиотекарей гимназий – участников проекта «Уроки Д.С.Лихачева» публикуются в журнале «Мир вокруг нас», созданном коллективами нашей гимназии и гимназии №4 города Витебска.
С 2007 года БИЦ развивает проект «Искусство видеть мир», в рамках которого регулярно проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные юбилеям писателей. Мы привлекаем к участию в проекте сотрудников библиотек, музеев, научно-исследовательских институтов, театров, СМИ.
Исследовательские и творческие работы детей отмечены на многих литературных конкурсах Москвы, – например, фильм «Дорожные разговоры», созданный гимназистами по одноименному произведению К.Г.Паустовского, занял первое место в конкурсе творческих работ Дворца творчества детей и юношества на Воробьевых горах, фильм-иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Филипок» был показан и тепло встречен потомками Л.Н.Толстого в музее писателя на Пречистенке, лучшие чтецы гимназии демонстрировали свое мастерство художественного слова на литературно-музыкальных вечерах в музеях М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, на литературном празднике в Тарусе.
В 2010 году в рамках культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» в гимназии прошла литературно-музыкальная программа «Насмешливое мое счастье», посвященная 150-летию со дня рождения А.П.Чехова. Мы посвятили этому событию целый учебный день – шел своеобразный литературный марафон. Одно выступление было интереснее другого. Перед гимназистами выступили писатель, автор книг «Чеховская Москва», «Неизвестные псевдонимы Чехова» Д.М.Ерофеев; актер Московского драматического театра «Сфера», заслуженный артист Российской федерации В.Куприянов; актриса и поэтесса М.Бауэр; сотрудники Московской городской деловой библиотеки (МГДБ); руководитель режиссерской мастерской режиссерского факультета ВГИКа О.Шухер с программой «А.П.Чехов. Попытка кинопрочтения» (короткометражные фильмы выпускников ВГИКа); были показаны конкурсные программы учеников гимназии, посвященные юбилею писателя; очаровательная работа театральной студии гимназии «Переписка А.П.Чехова и Лики Мизиновой»; лауреат международных конкурсов Е.Согомонова и солист Государственной академической капеллы России им. Юрлова Ю.Гришин исполняли произведения любимого композитора Чехова – Петра Чайковского… А потом дети и взрослые смотрели фильмы, поставленные по рассказам А.П.Чехова в литературной гостиной гимназии «Каштановая роща», ездили на экскурсию в чеховское Мелихово, начали съемки очередного фильма, теперь – о Чехове.
Такие мероприятия обогащают ум и сердце, развивают вкус, доставляют огромное эстетическое наслаждение, в обычной библиотеке их провести трудно.
БИЦ – счастливое приобретение для нас!
Комментарии