search
main
0

Осмысленное чтение Развиваем навыки критического мышления и учимся анализировать тексты

Развиваем навыки критического мышления и учимся анализировать тексты

В ноябре 2021 года в образовательных организациях Москвы стартовал пилотный проект «Осмысленное чтение». Сейчас в нем участвуют все школы столицы. Навыки читательской грамотности, развитие критического мышления, умение работать с различными текстами помогут ребятам лучше ориентироваться в растущих потоках информации.

 

 Читательская грамотность и навыки эффективного анализа текстов необходимы каждому человеку для достижения успеха в современном мире. Связано это прежде всего с интенсивным развитием информационной среды и новых форматов коммуникации. Развитие Интернета и социальных сетей, разнообразие приложений и площадок для общения – все это увеличило привычные объемы информации и изменило способы ее передачи. Дети без труда осваивают цифровые технологии, но, сталкиваясь с интенсивным информационным потоком, часто не могут систематизировать его и просто теряются. Для того чтобы получать достоверные и полезные данные, ориентироваться в информационном пространстве города, школьникам требуются навыки работы с большими текстами, инфографикой, условными обозначениями, умение читать в любой обстановке с разной скоростью, анализировать содержание текста, формулировать выводы и обсуждать прочитанное. Поэтому ключевое значение в образовании сейчас приобретают проекты, направленные на развитие читательской грамотности и критического мышления. Для решения этих задач в Москве реализуется проект «Осмысленное чтение», разработанный Городским методическим центром под руководством заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталии Киселевой.

– Проект «Осмысленное чтение» помогает реализовать комплексный подход к формированию у школьников читательской грамотности. В нем переосмысливаются наиболее эффективные методики работы с текстами разных жанров и содержания. Так, учитель в рамках конкретного модуля получает готовые методические материалы. Проект изначально открытый, ориентированный на детей, поэтому образовательный контент доступен не только педагогам, но и заинтересованным родителям и школьникам. Сейчас в проекте принимают участие ребята из 2‑11‑х классов, и мы видим устойчивый рост интереса к этой большой городской инициативе, – рассказала Наталия Киселева.

Проект включает 5 модулей: «Читаем в любой обстановке», «Управляем скоростью чтения», «Эффективно работаем с разными текстами», «Управляем вниманием» и «Превращаем текст в инфографику».

Первый модуль – «Читаем в любой обстановке» – направлен на развитие базовых навыков работы с текстом. Школьники учатся отвечать на простые и уточняющие вопросы, выделять ключевые слова, составлять план текста и разбивать его на смысловые части. Педагоги могут использовать метод под названием «Фокус на сигнале», который предполагает работу с простыми текстами и переход от чтения громким шепотом к молчаливому чтению. Учитель предлагает несколько отрывков на выбор: это могут быть как художественные произведения, так и научно-популярные статьи или тексты публицистического стиля. После чтения школьники отвечают на вопросы педагога, составляют план текста, представляют результаты работы.

Во втором модуле – «Управляем скоростью чтения» – перед учащимися стоит более сложная задача: нужно выделить в тексте ключевую мысль, основную и второстепенную информацию.
Усложняются и вопросы, теперь они преимущественно оценочные или проблемные. Используемый педагогом метод – «Фокус на задании». При возникновении трудностей учитель помогает детям справиться с заданиями, освоить артикуляционную и дыхательную гимнастику, методы аудирования, чтения в паре, с ускорением темпа.

В третьем модуле – «Эффективно работаем с разными текстами» – школьники учатся отличать факты от суждений и оценивать достоверность представленной информации. Учитель знакомит обучающихся с алгоритмом выполнения заданий по анализу текста с использованием одной из современных техник, формирующих критическое мышление: графическая техника Fishbone (в переводе с английского «скелет рыбы»), приемы «чтение с остановками», «инсерт», «ромашка Блума».

Важно отметить, что, осваивая определенную технику, школьники используют тексты статей различной тематики и содержания из реальных СМИ. Это позволяет ребятам научиться быстро работать с информацией, которая сопровождает буквально каждый наш шаг в современном цифровом мире и создает фон, способный повлиять на наши решения и поступки. Ежедневно мы получаем большие объемы текстовой информации из новостной ленты, социальных сетей и интерактивных анонсов в метро. Информация повсюду – на рекламных щитах и объявлениях, в периодических изданиях и блогах, поэтому критически важно научить школьников, используя эффективные приемы, выделять суть и структурировать любой текст. Использование статей также помогает обучающимся значительно расширить активный лексический запас, ознакомиться с новыми понятиями и терминами, что, безусловно, пригодится им на экзаменах и в жизни.

«Управляем вниманием» – четвертый модуль, направленный на развитие аналитических и критических навыков при чтении. Теперь ученикам нужно не только найти и выделить ключевой тезис текста, но и выявить позицию автора с помощью оценочных слов. Кроме того, школьники учатся отличать аргументы от фактов и высказывать свою позицию, опираясь на фактическую информацию. Метод – «Фокус на вопросе», но теперь учитель помогает оценивать и структурировать информацию, чтобы аргументированно ответить на сложный вопрос или на вопрос со скрытой недостоверной информацией.

В пятом модуле – «Превращаем текст в инфографику» – школьники учатся не только структурировать, но и визуализировать информацию. Применяется метод «Фокус на проекте», который способствует формированию навыков обобщения и анализа. Ученики работают с объемным сплошным текстом, определяют ключевую информацию и предлагают идеи оформления в виде инфографики (маркировка текста, выделение его структурных частей, создание иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы).

В настоящий момент все школы столицы присоединились к проекту «Осмысленное чтение». В рамках внеурочных занятий, классных часов и образовательных мероприятий, направленных на развитие читательской грамотности, школьники учатся работать с различными текстами и инфографикой, формировать и аргументировать собственное мнение о содержании текста. Для того чтобы повысить мотивацию ребят, учителя используют сторителлинг, кейсовые задания и современные техники анализа текстовой информации.

– Читательская грамотность критически важна в современном мире. Сегодня скорость жизни такова, что навык чтения, быстрого или медленного, вслух или про себя, чтения текстов самой разной направленности в любых условиях, способен обеспечить профессиональный и личностный успех человека, – подчеркнул Андрей Зинин, директор Городского методического центра.

Принять участие в проекте «Осмысленное чтение» может любой педагог, поскольку для проведения образовательных мероприятий разработаны методические рекомендации, видеопособие, представленное на всероссийском семинаре, простая и понятная инфографика. Проект не увеличивает нагрузку на педагога, которому не приходится самостоятельно подбирать тексты, формулировать вопросы, описывать техники анализа информации. Специалистами Городского методического центра еженедельно размещаются в открытом Telegram-канале «Осмысленное чтение» готовые комплекты, содержащие тексты новостных статей из официальных источников, а также задания и вопросы к ним, подобранные с учетом особенностей каждой из пяти возрастных групп школьников: 2‑4‑е, 5‑6‑е, 7‑8‑е, 9‑е, 10‑11‑е классы. Важно отметить, что проект не увеличивает зрительную нагрузку школьников, поскольку реализуется с использованием материалов исключительно на печатной основе и не предполагает чтения с экрана.

Для методической поддержки педагогов – участников проекта еженедельно проводятся открытые вебинары, анонсируемые в Telegram-канале проекта и транслируемые для всех желающих в социальной сети «ВКонтакте». По итогам вебинаров публикуются краткие видеоинструкции по использованию различных техник, формирующих критическое мышление и навык анализа текстов.

– Бесспорно, критическое мышление – один из важнейших навыков современности. И лучший способ овладеть этим навыком – научиться использовать информацию грамотно. Проект «Осмысленное чтение» учит удерживать внимание на тексте независимо от внешних обстоятельств, выделять основные тезисы и уметь сосредоточиться на главном, читать материал быстро и без смысловых потерь, – отметила учитель Цифровой школы, победитель конкурса «Учитель будущего» Элина Стрейкмане.

Проект «Осмысленное чтение» стартовал в пилотном режиме в 102 школах столицы в ноябре 2021 года. Он помогает научить школьников эффективно анализировать различные тексты, критически мыслить и получать удовольствие от чтения.

Ольга ИШИМОВА, старший методист Городского методического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте