search
main
0

Осмысление окружающего мира. Тема «Культура как необходимое условие развития человека». Старшие классы

Понятие культуры широко используется людьми в повседневной жизни. На обыденном уровне культура воспринимается как нечто специфическое, присущее городскому быту человека в противовес деревенскому. В теоретическом смысле под общей культурой подразумеваются сотворенные человеком «вторая природа», духовный мир, стандарты поведения в обществе.

Понятие культуры развивалось исторически. В античный период оно обозначало процесс освоения природы (возделывание земли, изготовление орудий труда и предметов быта), воспитание детей в семье.

В средневековую эпоху смысл понятия «культура» несколько изменился. Корневой основой термина «культура» стало слово «культ» – почитание. При этом из структуры культуры были исключены такие материальные элементы, как образование человека, технические и научные знания, внедрение в производство и быт культурных знаний и т.п. Во второй половине эпохи Просвещения понятие «культура» было расширено путем включения в него созданных человеком новых элементов и технологий.

В середине ХХ столетия в учении о культуре новым словом явилось включение марксистами материального производства и преобразующей деятельности масс в сферы действия культуры. Процесс этот не был простым.

Материальная культура не тождественна материальному производству, технической культуре и тем более всей материальной жизни общества (распределение, обмен, потребление). Материальная культура характеризует процесс деятельности людей и его результаты в материальном производстве, в материальной сфере быта и в изменении физической природы человека.

Материальная культура, следовательно, представляет собой материализованные образцы духовной культуры, жилые дома, автомобили, телевизоры и другие осязаемые объекты, которые создаются и используются в соответствии с потребностями членов общества. Она не ограничивается лишь предметно-вещевой ее сферой. К ценностям материальной культуры относятся еще предметы труда и творческие силы людей. Одновременно с ними в материальную культуру входят и духовные явления, например, технические и научные знания, применяемые в производстве.

Определяющим субъектом действия в материальной культуре выступает человек. От степени его научно-профессиональной подготовленности во многом зависит развитие материальной культуры производства.

Деление с ХVIII века общей культуры на духовную, а с середины ХIХ века на материальную было условным, структурно незавершенным. В 70-е годы ХХ века обществоведы вычленили еще и третье подразделение – политическую культуру. С этого времени в культурах разных общественных систем выделяется триединая культура: а) материальная; б) духовная; в) политическая. При этом доминантная роль в этой совокупности стала отводиться политической культуре.

Духовная культура: зарождение, развитие. Мировая культура новейшего времени (конец ХIХ – нач. ХХI века) сформировалась не на пустом месте и не вдруг. Ее подготовили столетия человеческой деятельности, вобравшие в себя несколько исторических эпох: Античности, Средневековья, Нового времени. Культура народов этих эпох развивалась не только в определенных границах и во времени, но и руководствовалась конкретными стандартами и традициями. Границы предназначались для сохранения самобытности культур народов. При этом по желанию людей не возбранялось заимствование у близких по духу соседей культурных образцов.

Народы, жившие в античной Европе (в V в. до н.э.), а вслед и в раннем Средневековье (IV-IХ в. н.э.), отличались друг от друга и от нас культурными традициями, мифологическим осмыслением окружающего мира. Среди этих народов немало было людей, которые видели мир всегда таким, каким его они представляли из мифов. Греческий мыслитель V века до н.э. Протагор сложил миф о мужественном человеке Прометее, последовательно боровшемся за интересы простых людей. В мифе повествуется, что Прометей не только похитил у богов огонь для людей, но и обучил их хранению огня и изготовлению пищи на костре. В мифе Протагора человек первоначально отличается от животных только умением обращаться с огнем.

В каждом рядовом человеке, а не только в мудрецах, Протагор видел носителя зачатков культуры и справедливости. В том плане бессмертным памятником античной культуры стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Названные и другие философы связывали создание культуры греческих полисов с мифологическими верованиями древних греков.

Довольно полно эволюция культуры рассматривается в публикациях марксистской ориентации. Ф. Энгельс на обширном материале многих ученых, занимавшихся до него теорией происхождения и культурой человека, издал в последней четверти ХIХ века статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», а позже они вместе с К. Марксом – книгу «Диалектика природы». Здесь авторы обращают внимание читателя на то, что человек формировался в процессе трудовой деятельности, которая началась с момента изготовления первых орудий труда из дерева, камня, кости.

Иной концепции придерживались российские философы второй половины ХIХ века. Многие из них связывали историю культуры с религией. П. Флоренский, например, считал, что в творчестве православного человека первичным были религиозные святыни, культовые ритуалы. Светская же культура создавалась следом за религиозным культом в процессе внедрения техники в производство, в быт человека и обмирщения, обезбоживания культа. По П. Флоренскому вера определяет культ, а культ – миропонимание, из которого следовала культура.

На близкой позиции стоял и другой российский философ-богослов и исследователь культуры Н. Бердяев. В его трактовке термины «культ» и «культура» в античную и средневековую эпохи были неразделимы. В эпоху Просвещения культура в основе сократила свои религиозные истоки, развивалась в мирскую, цивилизованную. За два столетия Просвещение утвердилось в большинстве стран планеты. Свидетельством этого стало открытие во всех столичных городах Европы, в том числе и Москве, университетов, других высших и средних учебных заведений. В начале ХIХ века в разных уголках земли побывали академические экспедиции.

Развивая дальше концепцию П. Флоренского о культе и культуре, Н. Бердяев склонился к выводу, что культура Нового времени утратила свои исконные религиозные корни и стала светской. Об этом свидетельствовали многие факты. Во Франции второй половины ХVIII века под редакцией Д. Дидро была подготовлена и издана «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это многогранное 35-томное издание содержало около 60 тысяч статей, в которых с позиций материализма и свободомыслия читателю сообщались новейшие сведения из области науки, природы, экономики, культуры, образования и т.д. Энциклопедия сыграла существенную роль в формировании общественного мнения народов Европы.

В эпоху раннего Просвещения перемены в культурной жизни коснулись лишь элиты, отчасти чиновничества власти. Народная, по сути крестьянская, культура тогда еще оставалась под государственно-церковным влиянием. Крестьянство поэтому еще нередко сопротивлялось нововведениям в деревне, в том числе и направленным на улучшение условий его жизни. Об этом открыто писал и говорил министр просвещения Франции Жак Тюрго. Деревня середины ХVIII в. в его глазах представала средневековой, неграмотной: «Почти нет крестьян, – констатировал Ж. Тюрго, – умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум и честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни».

К концу ХVIII века ремесленно-крестьянская культура Европы, в том числе петровско-екатерининской России, претерпела заметные изменения под воздействием технического прогресса. В конце ХIХ века о безграмотности в Западной Европе говорили уже как о прошлом. В частности, в Германии, Нидерландах, в Дании, Норвегии, Швеции, Швейцарии, во Франции грамотные составляли 98% населения.

В царской России в 1897 г. уровень образованного населения составлял лишь 21%. В национальных районах Средней Азии, Кавказа удельный вес грамотных равнялся от одного до трех процентов.

Серьезной проблемой в 20-30-е годы прошлого столетия являлось приобщение новых поколений по-новому жить в семье, культурно отдыхать в свободное время. Среди старших (после 30 лет) возрастов чтение, посещение кино, театра, занятие физкультурой многими считалось «господской блажью», а не трудящегося человека.

В совокупности с индустриальным преобразованием советского общества происходило преобразование духовной культуры его людей. За время жизни одного поколения советская страна избавилась от массовой неграмотности, ее граждане стали активными участниками культурной жизни.

Рост художественно-политического потенциала граждан РСФСР сохранился на протяжении всех предвоенных лет. В послевоенные 1945-1980 годы советское государство расширило простор для духовного роста миллионов трудящихся. Доступность к культурным благам стала в эти годы характерной чертой образа жизни многонационального населения.

Фондами библиотек пользовались более 106 млн. человек, то есть свыше 40% населения, при этом миллионы семей имели домашние библиотеки.

В советском обществе до середины 80-х годов кинофильмы были наполнены глубоким идейным содержанием, воспитывали молодежь в духе гуманизма, высокой нравственности. Все это обеспечивалось очагами культурно-просветительных учреждений за средства государства либо за незначительную плату самих граждан.

Переход Российской Федерации на рыночные отношения тяжело сказался на финансировании ее культурной сферы, что существенно ограничило возможности людей пользоваться ее услугами. В 1985-1995 годы, например, в Санкт-Петербурге количество библиотек сократилось с 797 до 421.

Социологический опрос населения Петербурга в июле 1993-го дал печальные материалы. На вопрос «хотели бы вы посещать театры, музеи, концерты чаще, чем сейчас?» утвердительный ответ дали 75% опрошенных. На вопрос, что же мешало им, последовали такие ответы: «Время сейчас такое, что не до театров и концертов» – 12%; «Нет денег на билеты» – 39%; «Очень устаю на работе» – 6%; «Нет свободного времени» – 54%; «Страшно вечером возвращаться домой» – 9%; «Мало интересных спектаклей, концертов, выставок» – 7%.

Культурная обстановка в России. В российском обществе конца ХХ века произошел и нарастает «решительный разрыв» между культурой элитных, богатых групп населения и народной культурой. В условиях рыночных отношений, частной собственности государственная культура перестает быть заинтересованной в развитии талантов всей массы тружеников города и деревни.

Плюрализм соцкультур. Во второй половине 60-х – 70-е годы ХХ столетия молодежные группы бунтарей: панки, попперы, рокеры, хиппи и другие противопоставляли свои субкультуры фундаментальной западной культуре. Панки были известны еще в ХVI веке и переводились на обыденном разговорном языке «как испорченные, никчемные». В новейшую эпоху, в 1970 году, о них вновь заговорили в Америке и Западной Европе.

Эту смену субкультур на Западе социолог ФРГ К. Манхейм объяснил вступлением новых поколений в общественную жизнь и их тягой к стандартам элитарной культуры. Как видим, процесс формирования и смены субкультур молодежи непрерывен. Как только молодое поколение проходит в той или иной субкультуре свой возраст, оно покидает ее и вливается либо в элитарную, либо в народную культуру.

Деление культуры на народную и элитарную существует со времен древней эпохи. Оно обусловлено социальным разделением общества на верхи и низы, аристократов и плебеев. Элитарная культура формируется и развивается также представителями элиты общества. Например, такими, как Микеланджело, Л. Толстой, Кафка, Шнитке, Пикассо и др. С другой стороны, в этом процессе по заказу государства участвуют профессионалы разных специальностей.

Для неграмотного населения древности и Средневековья элитная культура была недоступной и отсюда невостребованной. Однако это не означает, что народ совсем был оттеснен от исторического культурного процесса. Объектом народного творчества явились мифы, сказки, эпосы, любительские песни и танцы, ремесленно-промысловые изделия, живописные творения. В отличие от элитарной культуры народная культура создавалась анонимными творцами, самоучками, не имевшими, как правило, профессиональной подготовки.

Массовая культура зародилась в середине ХХ века как концертная и эстрадная. Эта новая культура, созданная по схеме массового производства и распространяемая средствами массовой информации, получила название масс-культуры. Массовая культура выражает собой субкультуру массового потребителя, образцы масс-культуры. В своем большинстве рассматривается как товар, выставляемый на продажу потребителям. По этой причине масс-культура не может быть рациональной и носит преимущественно развлекательный характер.

Первоначально распространителями масс-культуры были бизнесмены Голливуда. С учетом запросов зрителя, любителя музыки, читателя они тиражировали для коммерческого кинематографа и телевидения набор фильмов, боевиков, ужасов и т.д. В кино и в литературе появился герой-супермен типа Д. Бонда, Рембо: сильный, ловкий, волевой, решительный и отчасти справедливый.

Объектом воздействия такой кинопродукции и телевидения стала в конце ХХ столетия и советская молодежь. Под влиянием западной масс-культуры она объединяется время от времени в группы по принципу приверженности тому или иному музыкальному ансамблю. Отношения между такого рода группами всегда противоречивы, если не враждебны. Любители «Ласкового мая» (группа Разина) презирались, например, поклонниками Кинчева, а любители группы «Кино» считали, что никого на свете нет выше, чем Виктор Цой. Музыкальные коллективы своим противоборством скомпрометировали термин «массовая культура». В результате появилось новое понятие «поп-культура», популярная культура.

На рубеже ХХI века молодежь по-прежнему увлекалась поп-культурой, но менее активно, чем в 80-е годы. Новым увлечением молодых теперь становится рок-культура. В последней используется психотехника, заимствованная у народов Африки. Ритмические удары в барабан с нужной частотой приобрели огромную власть над психикой человека, зомбируют его, превращают в часть толпы.

Механизм подзарядки зрителя рок-культурой происходит независимо от того, когда и где он слушает рок-музыку, смотрит фильмы в большом зале или дома у телевизора. Исполнители рок-программы нередко становятся для молодого зрителя полубогами, сошедшими на землю. Их стиль жизни, одежды и даже манера речи признаются эталоном.

Исполнители культуры элитарной и масс-культуры между собой, как правило, не конфликтуют. Наоборот, обмениваются программами и художественными наработками, совершенствуют их уровень и получают прибыль. Часть прибыли кинокомпании и издательства выделяют на поддержку творцов элитарной культуры. В то же время отношения между участниками масс-культуры и народной культуры постоянно противоречивы, если не враждебны.

Группы рок-культуры, с одной стороны, навязывают народным коллективам свой образ мышления и художественного выражения, а с другой подпитываются их фольклорными традициями.

Приведенные выше группы субкультур в России в своей основе являются «культурническими» и не выступают, в отличие от движения хиппи в 60-е годы, с социально-политическими требованиями. Мишень своей критики они выражают в абстрактных лозунгах: «Против общества угнетения», «Против антигуманного общества» и т.п.

Подведем итоги. Общероссийская культура, будучи единой системой, включает в себя материальные, духовные, политические элементы, которые произведены, социально усвоены и могут передаваться другим людям или последующим поколениям. Эти составные части взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Грани между ними относительны, подвижны.

Духовную культуру составляют те слова, идеи, привычки, обычаи, нравы, другие явления, которые зарождаются в человеческой голове и регулируют жизнедеятельность индивидов. Практически духовная культура существует в общественных формах (например, картины, книги, ноты), воплощается в естественных языках людей. Понятно, не владея языком конкретной общности людей, индивид не может овладеть содержанием художественной культуры.

В сфере культурных человеческих отношений (теперь уже на рыночной основе) взаимодействуют процессы развития как материальной, духовной, так и политической культуры. Различие лишь в том, что доминирующим субъектом в культуре становится либеральная элита.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук; Сергей РОГОТОВ, аспирант

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте