search
main
0

Ослепительно короткая жизнь. Грибоедов. Что мы о нем знаем?

На государственном Первом канале отечественного телевидения был создан и показан документальный фильм «Александр Грибоедов. Ослепительно короткая жизнь». Лично я возрадовался: «Свершилось!» Восторг мой, однако, затем поостыл.

Вот, например, на фоне музейного заповедника Хмелита повествуется о древности рода Грибоедовых, об истории Хмелиты. О месте и дате рождения самого Грибоедова почему-то умалчивается… Создается впечатление, что и родился он в Хмелите. Однако он родился в Москве, в доме на Остоженке, который недавно снесли. А детство провел в доме матери на Новинском бульваре, восстановленном в ХХ веке. Почему его не показали, понять невозможно.

Сказано, что якобы затерянная в далеком захолустье Хмелита становилась в летние сезоны центром русской аристократической жизни: давались балы, закатывались званые обеды, устраивались вечера. Якобы именно здесь Грибоедов (в глубоком детстве?!) не только набирался ума, знаний иностранных языков, но и общался с важными особами и «крупными генералами» (именно так!), которые съезжались сюда на балы… Помилуйте: ну кто же из важных особ при тогдашних-то дорогах потащится в Хмелиту – ведь даже от Смоленска до Хмелиты десятки верст – на какие-то провинциальные балы, к тому же не к могущественному вельможе, а к доживающему свой век разоряющемуся барину? Кстати, смоленско-вяземские дороги и в наше время оставляют желать много лучшего…

Источник информации, из которого черпали свое вдохновение авторы фильма, установить достаточно просто: Интернет. Открыв сайт музея, читаем текст, очень напоминающий комментарии: «В конце ХVIII – начале ХIХ века владельцем этого богатого смоленского имения был Алексей Грибоедов, московский барин, родной дядя великого драматурга. В то время в усадьбе кроме каменного господского дома с четырьмя флигелями были и огромный парк с многочисленными аллеями, цветниками, и конный завод, манеж. В доме были богатая библиотека, картины, домашний театр, прекрасные учителя и гувернеры. На балы в хлебосольный дом собиралось избранное аристократическое общество. Проводивший летние месяцы в усадьбе своего дяди юный Саша Грибоедов мог наблюдать здесь, среди самых знатных фамилий России, будущих героев своей великой комедии – в Хмелиту с началом «летних сезонов» съезжались семьи Якушкиных, Шереметевых, Нахимовых, Лыкошиных, Озеровых, Уваровых, Радищевых, Станкевичей, Разумовских, Хомяковых, Татищевых – какие имена! Многие из них «вошли в комедию», обессмертившую весь род Грибоедовых. Так, одним из прототипов Фамусова литературоведы считают дядю поэта, прототипом Софьи – его сестру, в образе Скалозуба видны черты генерала Паскевича, а Чацкий, по мнению многих (так и хочется добавить: «судей решительных и строгих»! – А.К.), это Иван Якушкин, будущий декабрист…» Ничего криминального в использовании этих материалов, конечно, нет, но кто же из серьезных литературоведов отваживался на подобные утверждения относительно прототипов?

Потом фильм повествует о поступлении вундеркинда Грибоедова в Московский университет. А то, что прежде он прошел почти трехлетнее обучение в Московском университетском Благородном пансионе, – об этом молчок! Сообщается, что он за два года окончил отделение словесности (между прочим, философского факультета! – А.К.). И снова ни слова о том, что Грибоедов был произведен в кандидаты словесных наук, что перешел на юридическое отделение и был произведен в кандидаты прав и что потом изучал математику и естественные науки… «Замолчали» не только однокашников юного студента, среди которых братья Чаадаевы, Александр Раевский, Петр Григорьевич Каховский, Владимир Федосеевич Раевский, Александр Иванович Якубович – будущие декабристы, но и его учителей: профессора российской поэзии и красноречия Афанасия Мерзлякова, профессора естественного права и теории изящных искусств Иоганна-Теофила Буле.

Вот, например, началась война 1812 года. Голос за кадром сообщает, что Грибоедов «записался корнетом в Московский гусарский полк», где в основном «проказничал»: дал пинка органисту, куда-то въехал на коне…

Враки все это или в «лучшем» случае пересказы, да еще и с присовокуплением тогдашних сплетен. Пинок органисту целиком на совести авторов фильма. А вот о назначении «проказника» адъютантом командира кавалерийского корпуса, о первом выступлении Грибоедова как журналиста в печати в «Вестнике Европы» опять же молчок…

Грибоедов представлен в фильме автором единственного гениального произведения. Это не так: достаточно заглянуть в любую книгу о Грибоедове. В фильме же вскользь сообщается, что в Петербурге, где Грибоедов вел в основном рассеянный образ жизни, он писал пьесы и стихи. Стоит заметить, что салонные комедии и водевили, в сочинении которых участвовал Грибоедов, держались на российских подмостках почти столетие – не так уж и плохо для ленивого дебютанта…

На уровне слухов и сплетен в фильме представлена роль матери Грибоедова: что это она «пристроила» его секретарем в русское посольство в Персию, вставала перед сыном на колени и т. п. А вот поездка Грибоедова с персидским шахом по Персии во время первого посещения страны в фильме не упомянута. Нигде не сказано и о том, что Грибоедов предлагал урезать контрибуцию (злосчастные куруры). Его жесткость при их взимании диктовалась повелением высших властей России. Кстати, контрибуция была наложена на Персию после двух ее вероломных вторжений в российские владения с целью надолго лишить ее возможности нападать на Россию. В некоторых источниках говорится, что контрибуция была не столь уж велика и что все эпизоды с переплавкой золотых украшений – лишь уловка персидских властей, чтобы возбудить фанатиков.

Относительно несоблюдения Грибоедовым персидских обычаев при общении с шахом. Грибоедов действовал согласно правилам страны, которая победила страну-агрессора, дважды вероломно вторгавшуюся в пределы России.

Крупным недостатком фильма является освещение пребывания Грибоедова в Тифлисе, который носил это имя не только в начале XIX века, а аж до 1936 года. Этот период связывается только с женитьбой Грибоедова на Нино Чавчавадзе. А можно было бы упомянуть здесь хотя бы об учреждении им первой в Грузии газеты на русском и грузинском языках – «Тифлисских ведомостей» и о том, что он многое сделал для открытия училищ для лиц «свободного состояния», для учреждения коммерческого банка. В 1827 году, когда был учрежден комитет по реконструкции города, Грибоедов начал составлять «Записку о лучших способах вновь построить город Тифлис», многие рекомендации которой в конечном счете были практически осуществлены. В частности, один из многочисленных ныне мостов был построен именно на том месте, которое указал Грибоедов. Показ этого моста мог бы украсить фильм. Поэт, кстати, увлекался и историей Грузии, стремился серьезно изучать ее. Еще в январе 1819 года он писал: «Одна беда: скудность познаний об этом крае бесит меня на каждом шагу». Позже он обосновал необходимость широкого изучения Грузии и добился от министерства финансов командировки специалистов из Петербурга для всестороннего изучения и описания Закавказья. Результаты этой работы появились уже после гибели писателя: в 1836 году были изданы четыре тома «Обозрения российских владений за Кавказом». Но ни слова о просветительской работе поэта в фильме не говорится.

Ничего не сказано о грандиозном экономическом проекте Грибоедова – «Проекте учреждения Российской Закавказской компании», многие положения которого актуальны до сих пор.

Учитывая тот печальный факт, что современные отечественные вундеркинды книге предпочитают Интернет, я этот фильм «на выстрел пушечный не подпустил бы» к школе. Лучше смотреть старый черно-белый фильм «Смерть Вазир-Мухтара». У памятника Грибоедову на Цветном бульваре часто проводятся митинги протеста или в защиту чего-либо. Пора провести митинг в защиту самого Грибоедова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте