Проект «Курчатовские классы» реализуется уже несколько лет. Первопроходцами в этом направлении стали московские школы, однако в мае 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) зашла речь об открытии подобных классов в Северной Пальмире. Сегодня уже в 13 образовательных организациях работают лаборатории естественно-научного цикла, где читают лекции и проводят занятия преподаватели вузов.
Также на осенних каникулах на площадке лицея №226 Фрунзенского района впервые прошла профильная смена «Коды Курчатова». Ученые и сотрудники Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) имени Б.П.Константинова НИЦ «Курчатовский институт» провели для ребят лекции по нейтронным исследованиям и практикумы по медицинской и ядерной физике, радиационной безопасности.
Как рассказал ученый секретарь ПИЯФ имени Б.П.Константинова кандидат физико-математических наук Сергей Воробьев, «Курчатовские классы» – это междисциплинарные исследования, где аккумулировано несколько областей, в том числе физика, биология, химия, информатика. Дети, которые выбрали обучение в подобных классах, мотивированы и разбираются в предметных областях, они им интересны. Самое главное, считает ученый, вовремя заметить этот интерес и работать с детьми, сопровождая их в дальнейшем, поэтому одной из основных целей проекта можно назвать подготовку кадров уже со средней школы, когда сохраняется цепочка «школа – вуз – научное учреждение».
Во время профильной смены ребята не только знакомятся с теорией, но и посещают практикумы. Как пояснил Сергей Воробьев, сначала школьникам нужно показать принципы научных исследований, чтобы дети увидели, как ученые проводят обработку тех или иных материалов для современной электроники, спектроники и т. д. При этом заинтересовать ребят легко, особенно если они приезжают в научную лабораторию, где строятся мегаустановки (например, реакторный комплекс «Пик» или синхротрон) и где ученые демонстрируют, что можно сделать с помощью нейтронов, как используется протонно-лучевая терапия, как проводятся исследования в области генетики и т. п.
Ожидания от проведения профильных смен у ученых, конечно, свои. Не столько выявить гениев, сколько понять, в каких школах к какой науке интерес превалирует, где, к примеру, усилить составляющую по физике, а где – по биологии, чтобы подготовка в области естественных наук была всесторонней.
Самим ребятам занятия в рамках смены «Курчатовские коды» понравились, многие из них утвердились в мысли, что пойдут по пути дальнейшего погружения в физику. Например, десятиклассник лицея №226 Илья Аршавский собирается поступать в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, поэтому уверен, что без отличного знания физики не обойтись. Кроме того, Илья считает, что будущее человечества за физикой. Вернее, за ядерной энергетикой.
С этим не спорит и Сергей Воробьев, правда, добавляет, что скорее за термоядерной энергетикой. Ученым понятен принцип работы ядерного реактора, им покорилась неуправляемая термоядерная реакция, но все-таки нужно научиться направлять ее туда, где бы она приносила больше пользы и меньше разрушений. И это важные задачи для мирового научного сообщества, частью которого, возможно, станут выпускники «Курчатовских классов».
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии