1=1
4:4=5:5
4х(1:1) = 5х(1:1)
4=5 или 2х2=5
Красиво! Правда?
Я часто обманываю детей. Работа такая. Как заметил один мой коллега, пытавшийся меня устыдить, “бессовестно вру”. Но цель в данном случае оправдывает средства.
Однажды, давным-давно, в конце марта, я прочитал в выпускном классе лекцию. Псевдонаучную чепуху.
– Что такое “черная дыра”?
– Если не вдаваться в подробности четырехмерного пространства, это отверстие. Притом черное.
Я вдался. Разбавил это содержание формулами, законами, чертежами. Получилось нечто, классифицируемое мною как информация из не заслуживающего доверия источника – “Одна Бабушка Сказала”. Сокращенно “ОБС”. Сказал-то, конечно я, но поверят ли?
Мне было интересно узнать, на каком этапе кто-либо из здравомыслящих усомнится: “Да что вы говорите? Возможно ли такое?”.
Не дождался. Бабушка сказала, а детишки, старательно записав ее истины, отправились на следующий урок.
Я взялся за голову обеими руками. Где оно, критическое мышление? Каждый ученик точно сосуд. Звонок.
– Открыли крышечки! – авторитетно командует учитель.
Буль-буль-буль. Залита информационная порция.
– Закрыли крышечки!
Звонок. И новый урок.
– Открыли…
Такая вот печальная ассоциация возникла.
На следующий день, первого апреля, прервав бойкие ответы учащихся по пройденному материалу, я рассказал жертвам эксперимента о своей неудавшейся шутке.
– Первого апреля – никому не верю, – изрек кто-то, – попались!
– Весь апрель – никому не верь! – предостерегли.
Та лекция послужила уроком. Пытался потом создать вакцину против “ОБС”. Надежную и непременно долго живущую.
Сколько лет прошло…
Частенько в классе поднимается рука:
– Ошибочка на доске!
И я радуюсь. Кто находит три специально допущенные учителем неточности получает “отлично”. Практично. Даже истинные ошибки не страшны. А вечные двигатели, газетные сенсации, собственные “гениальные открытия” и прочие парадоксы – как без них?
Как-то в одном классе прочитали с ребятами статью об омагниченной (“живой”) воде – эликсире жизненных сил.
– Из какой газеты, журнала информация?
– Автор кто?
– Есть ли ссылка на другие источники?
– Схема и описание прибора прилагаются? – полился бальзам на душу.
Согласитесь, что это хорошее начало для дальнейшего обсуждения.
А на днях рядом с моим домом упал метеорит. Удивительный экземпляр. Пришлось над ним потрудиться. Потребовались кусок пемзы, два магнита, паяльная лампа и прочие мелочи. Мои семиклассники быстро разнесли весть по всей школе. И теперь к кабинету физики стекается посмотреть на сенсацию любопытный народ.
За стеклом перевернутого кверху дном аквариума загадочно чернеет оплавленный и закопченный небесный камень. По бокам от него магнитные стрелки. Уставились своими северными концами на странного космического гостя. И поставленный рядом электроскоп возбуждение выдает, сигнализирует отклоненной стрелкой.
А вокруг – напряжение. Охи, ахи и сомнения.
– Такую ценность надо в сейфе хранить, – поучает завхоз.
– Тем более что она, может быть, и излучает, – опасается завуч.
– От моей находки, – отвечаю, – только полезное воздействие ожидается. Никак его нельзя от всех прятать.
И тишком подзаряжаю электроскоп.
– А как будет развенчан этот миф? – интересуется коллега-физик.
– Не все поверили в “ОБС” и предложили уже несколько способов проверки. Даже комиссию создали экспертную. За ней – решение. А вы не хотите ли свой вариант предложить? Или с “ОБС” согласны?
Сергей КИРИЛЛОВ,
учитель физики
Москва
Комментарии