search
main
0

“ОШИБОЧКИ”

1=1

4:4=5:5

4х(1:1) = 5х(1:1)

4=5 или 2х2=5

Красиво! Правда?

Я часто обманываю детей. Работа такая. Как заметил один мой коллега, пытавшийся меня устыдить, “бессовестно вру”. Но цель в данном случае оправдывает средства.

Однажды, давным-давно, в конце марта, я прочитал в выпускном классе лекцию. Псевдонаучную чепуху.

– Что такое “черная дыра”?

– Если не вдаваться в подробности четырехмерного пространства, это отверстие. Притом черное.

Я вдался. Разбавил это содержание формулами, законами, чертежами. Получилось нечто, классифицируемое мною как информация из не заслуживающего доверия источника – “Одна Бабушка Сказала”. Сокращенно “ОБС”. Сказал-то, конечно я, но поверят ли?

Мне было интересно узнать, на каком этапе кто-либо из здравомыслящих усомнится: “Да что вы говорите? Возможно ли такое?”.

Не дождался. Бабушка сказала, а детишки, старательно записав ее истины, отправились на следующий урок.

Я взялся за голову обеими руками. Где оно, критическое мышление? Каждый ученик точно сосуд. Звонок.

– Открыли крышечки! – авторитетно командует учитель.

Буль-буль-буль. Залита информационная порция.

– Закрыли крышечки!

Звонок. И новый урок.

– Открыли…

Такая вот печальная ассоциация возникла.

На следующий день, первого апреля, прервав бойкие ответы учащихся по пройденному материалу, я рассказал жертвам эксперимента о своей неудавшейся шутке.

– Первого апреля – никому не верю, – изрек кто-то, – попались!

– Весь апрель – никому не верь! – предостерегли.

Та лекция послужила уроком. Пытался потом создать вакцину против “ОБС”. Надежную и непременно долго живущую.

Сколько лет прошло…

Частенько в классе поднимается рука:

– Ошибочка на доске!

И я радуюсь. Кто находит три специально допущенные учителем неточности получает “отлично”. Практично. Даже истинные ошибки не страшны. А вечные двигатели, газетные сенсации, собственные “гениальные открытия” и прочие парадоксы – как без них?

Как-то в одном классе прочитали с ребятами статью об омагниченной (“живой”) воде – эликсире жизненных сил.

– Из какой газеты, журнала информация?

– Автор кто?

– Есть ли ссылка на другие источники?

– Схема и описание прибора прилагаются? – полился бальзам на душу.

Согласитесь, что это хорошее начало для дальнейшего обсуждения.

А на днях рядом с моим домом упал метеорит. Удивительный экземпляр. Пришлось над ним потрудиться. Потребовались кусок пемзы, два магнита, паяльная лампа и прочие мелочи. Мои семиклассники быстро разнесли весть по всей школе. И теперь к кабинету физики стекается посмотреть на сенсацию любопытный народ.

За стеклом перевернутого кверху дном аквариума загадочно чернеет оплавленный и закопченный небесный камень. По бокам от него магнитные стрелки. Уставились своими северными концами на странного космического гостя. И поставленный рядом электроскоп возбуждение выдает, сигнализирует отклоненной стрелкой.

А вокруг – напряжение. Охи, ахи и сомнения.

– Такую ценность надо в сейфе хранить, – поучает завхоз.

– Тем более что она, может быть, и излучает, – опасается завуч.

– От моей находки, – отвечаю, – только полезное воздействие ожидается. Никак его нельзя от всех прятать.

И тишком подзаряжаю электроскоп.

– А как будет развенчан этот миф? – интересуется коллега-физик.

– Не все поверили в “ОБС” и предложили уже несколько способов проверки. Даже комиссию создали экспертную. За ней – решение. А вы не хотите ли свой вариант предложить? Или с “ОБС” согласны?

Сергей КИРИЛЛОВ,

учитель физики

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте