Для современного человека возможность оперировать грамотной и хорошо развитой письменной речью является не только важнейшим навыком социальной коммуникации, но и конкурентным преимуществом при решении задач во всех жизненных сферах. У многих школьников зачастую возникают те или иные нарушения речи, которые сказываются на обучении и самооценке.
Учитель – это специалист, имеющий возможность наблюдать и анализировать все виды речевой деятельности учащегося: систематически и в динамике, постановочно, экспериментально и в зоне ближайшего развития. Все педагоги начальной школы очень хорошо узнают логопатические детские ошибки и быстро привлекают к помощи логопеда. Но чаще у детей встречаются более сложные нарушения речи, когда никак не формируется орфографический навык. Невозможность применять правила, проблема с обобщением, классификацией, со слуховой и зрительной памятью, мотивацией – все эти факторы являются обязательным условием прохождения дизорфографической коррекции с учителем-логопедом.Ниже мы перечислим основные виды логопедических трудностей у учеников начальной школы, которые являются поводом обращения к логопеду и с которыми часто сталкиваются и работают специалисты Городского психолого-педагогического центра. Ошибки «по невнимательности»Педагоги хорошо знают, что на фоне снижения саморегуляции и контроля, например после урока физкультуры, у учеников в тетрадях появляются буквы «б» вместо «д» или одни буквы в слове опережают другие. В этом случае учитель должен обязательно направить такого ребенка на консультацию к нейропсихологу и логопеду.Недостаточность лексических средствУ детей с легкой степенью общего речевого недоразвития отмечается долгий период активизации нужного слова, подбора синонима или антонима и другие специфические проявления дефицитарности, хорошо знакомые педагогам.Нарушения процесса формирования навыков чтенияУже в конце первого класса ребенок должен уметь работать с литературным текстом небольшого объема. Те или иные нарушения устной и письменной речи, конечно же, негативно сказываются на формировании навыков чтения. Поэтому в данном случае работа с логопедом также необходима.Трудности понимания логико-грамматических конструкцийНаглядно эти трудности зачастую проявляются при решении математических задач. Дети часто отвечают не на поставленный вопрос в задачах, а на второстепенные, не понимают условия задачи. Математическое мышление при этом может быть хорошо сформировано, а неспособность решить задачу может скрываться в непонимании текста задачи как грамматической конструкции. То есть дети игнорируют значение предлогов и окончаний.Недостаточная сформированность слухоречевой памятиКоррекционное логопедическое занятие обязательно предусматривает развитие слухового внимания и памяти, поскольку у всех детей имеются различия в темпе письма, объеме слухоречевой памяти, состоянии регуляторных процессов. Один ученик запоминает предложение с первого раза, а другой переспрашивает каждое слово.Слабость зрительно-пространственных функцийДля детей с нарушениями письменной речи нередко характерно специфическое недоразвитие зрительно-пространственной ориентации на листе тетради и на страницах учебника: ребенку сложно следить за строчкой, отсчитывать нужное количество клеточек, он может путать написание букв.Трудности с почеркомМногие родители тревожатся из-за красоты почерка ребенка. Не стоит покупать все виды изданий прописей и усаживать за них ребенка на протяжении всех летних каникул. Просто необходимо почаще советоваться со своим педагогом, чтобы определить для ребенка его уровень возможностей. Конечно, это касается любых вопросов коррекции.Трудности вербально-логического мышленияПолноценное оперирование вербально-логическими конструкциями невозможно без хорошего развития речи. Например, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и дисграфией будет сложно осваивать такой школьный предмет, как «Информатика и ИКТ». Для его понимания необходимы не только развитые вербально-логические формы мышления, но и автоматизированное чтение, память и способность концентрировать внимание.Ирина ШИРЯЕВА, учитель-логопед территориального отделения «Крылатское» Городского психолого-педагогического центра
Комментарии