search
main
0

Ошибки не приговор, а стимул

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Кто является надежной опорой и защитой для ребенка на всех этапах его взросления? Конечно же, родители! Они стараются обезопасить своего ребенка и решить за него все сложные ситуации, но рано или поздно у маленького человека появляются собственные зоны ответственности. Часто это совпадает с приходом ребенка в первый класс, когда в его жизни происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, появляются новые требования, уроки и новые друзья.

Залогом успеха в учебе является сформированная произвольная регуляция ребенком своего поведения. Этот сложный психологический термин означает способность ребенка сознательно управлять своим поведением в соответствии с правилами, выстраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся замыслом, умение контролировать импульсивные порывы.

Мы часто наблюдаем такую картину: ребенок нарушает правила, хотя прекрасно их знает, не может в оговоренное время сесть за уроки, а также старается избежать поручений родителей. В такие моменты ему просто необходима помощь взрослого, присутствие рядом. В то же время, если все делать за ребенка, ему будет сложно перейти к самостоятельности. Как найти золотую середину? Для развития произвольной регуляции оказываемая ребенку помощь должна быть особой – организующей!

Организующая помощь – это промежуточный этап между работой ребенка под руководством взрослого и его самостоятельной работой. Задача использования организующей помощи – стимулировать развитие навыков самоорганизации и самоконтроля. Организующая помощь означает, что взрослый помогает ученику спланировать свою работу, но ни в коем случае не организует ее за ученика.

Можно сравнить контроль и организующую помощь. В случае контроля взрослый говорит: «Запиши условие. Теперь запиши ответ. Здесь не «а», а «о», исправь». Когда речь идет об организующей помощи, взрослый говорит иначе: «Что ты теперь будешь писать? В этой строке у тебя одна ошибка. Найди ее».

Организующие вопросы не дают ребенку готовых ответов, но побуждают его задуматься над планированием собственной деятельности самостоятельно.

Существует несколько вариантов использования организующей помощи родителями. Помогая ребенку в планировании выполнения задания, стоит задать ему определенные вопросы: «Как ты будешь решать эту задачу? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание».

Очень важно проговаривать не конкретные этапы решения учебной задачи, а помогать ребенку по возможности обозначить последовательность действий самостоятельно.

Также можно оказать помощь в организации собственной работы, не забывая про наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что надо сделать? С чего ты начнешь? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время?»

Очень полезно при этом пользоваться наглядными опорами – часами (для организации времени), напоминалками в виде планов, картинок, алгоритмов (для оптимизации деятельности).

Родителям важно помнить, что для закрепления успеха всегда стоит использовать приемы положительного подкрепления! Это могут быть похвала, а также различные поощрения, которые стоит использовать только при достижении поставленной цели. Отличным помощником для вас будет лист успешности ученика. Кроме этого, для формирования навыка самостоятельности, а также других полезных социальных навыков можно использовать систему работы знаменитого финского психотерапевта Бена Фурмана. Она подробно описана в его книге «Навыки ребенка». Данная методика позволяет в позитивном ключе преобразовывать проблемы ребенка в новые умения.

Помогая ребенку научиться самоконтролю, нужно не указывать на недостатки и ошибки напрямую, а помогать находить эти ошибки самостоятельно. Это можно сделать несколькими способами. Попробуйте указать на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа (указываются количество ошибок, строка, в которой есть ошибка), привлечь ребенка к оценке собственной работы («Удалось ли тебе достичь поставленных целей?»). Необходимо, чтобы выполнение задания оценивалось по нескольким параметрам (скорость, точность, правильность).

Самостоятельность – это не способность, которая возникает сама в определенном возрасте, это навык, который надо медленно осваивать. Вспомните, как непросто было вашему ребенку научиться ходить, есть самому, говорить. Вы помогали и поддерживали его, но не делали все за ребенка. Пришло время осваивать новый навык, это тоже непростой путь, но с вашей поддержкой ребенок обязательно его пройдет!

Мария МИТЬКИНА, педагог-психолог школы №1534

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте