Современному учителю русского языка и литературы, работающему в 10‑11‑х классах, приходится решать целый комплекс задач. И конечно, организовывать работу по подготовке к итоговой аттестации – знакомить ребят с демоверсией, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. Учитель обычно проговаривает особенности каждого задания, расставляет акценты, обращает внимание на формулировки, а учащиеся могут задать вопросы, что-то уточнить. Важным моментом подготовки является и развитие умений самопроверки, самоконтроля учащихся. При этом не стоит забывать о разном уровне подготовки учащихся, а значит, нужно продумывать индивидуальные траектории повторения, подготовки к экзамену. Тут мы неизбежно обращаемся к пособиям, которые призваны помочь решить многие из этих задач и сэкономить время при подборе дидактического материала. В качестве такого помощника учителя могу рекомендовать коллегам пособие Г.Т. Егораевой «ЕГЭ: 1000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части 1» издательства «Экзамен» 2017 года.
Слово «тысяча», вынесенное в заглавие, не является гиперболой, но оно не должно отпугнуть учащихся: ведь это тысяча возможностей вспомнить, повторить, отработать. К тому же привычные уже по предыдущим демоверсиям задания сгруппированы по блокам/элементам содержания.Например, задания с 1‑го по 3‑е объединены в блок заданий. Все они имеют одинаковую структуру, в варианте по 3 задания, каждое из которых проверяет умение выпускника работать с информацией текста и дополнительным источником информации – словарной статьей. С помощью статьи учащемуся предстоит определить, в каком значении словарное слово использовано в предложении текста. Важно обратить внимание на необходимость обязательного прочтения словарной статьи, не стоит полагаться на свое знание значения термина или понятия.Все тексты, подобранные автором, содержат интересный материал из разных предметных областей.Мы с ребятами выработали алгоритм выполнения этого задания: подчеркиваем в предложенном тексте главную информацию, помня, что дополнительная (факультативная) содержится в придаточной части предложений, затем соотносим: есть ли в предложенных формулировках именно основная информация, без фактических ошибок и искажений.Также в самостоятельный блок объединены задания 20‑24 – задания, предполагающие определение: 1) высказываний, соответствующих/не соответствующих содержанию текста (задание 20); 2) типологии указанных фрагментов текста (задание 21); 3) слова по его лексическому значению, подбор синонимов/антонимов; 4) фразеологизмов (задание 22); 5) средств связи между предложениями (задание 23); средств художественной выразительности, использованных в рецензии (задание 24).Как показывает практика, этот блок заданий наиболее сложный для учащихся. Трудности связаны, как ни банально, с неумением правильно прочитать саму формулировку задания: спрашивается о том, какие высказывания «не соответствуют» содержанию текста – ученик выписывает те, которые как раз соответствуют, объясняя это тем, что в предыдущем варианте была именно такая формулировка. Вторая проблема вызвана несформированностью умения отделять информацию фактуальную, выраженную буквально, от подтекстной. Ученик часто объясняет это так: «Да, в тексте не сказано, но я думаю, автор именно это имел в виду». Третья проблема – пренебрежение деталями, иногда незнание точного значения слова: требуется, например, выписать слово со значением «отдаленный предок, родоначальник». А в указанных предложениях есть слова «предок», «пращур». Как определить правильный ответ? (Вариант 9.) Автор пособия указывает «пращур», и это верно, однако учащемуся здесь не обойтись без обращения к словарям.Для учащихся и родителей могу порекомендовать словари на портале Грамота.ру (gramota.ru). Для выполнения задания о средствах связи следует повторить морфологические характеристики местоимений, наречий – именно эти части речи учащиеся опознают хуже.Задание 4 состоит из 50 вариантов. Все они содержат формулировку демоверсии экзамена: «В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово».Формирование умений соблюдать языковые нормы, в том числе орфоэпические, – одна из главных задач курса русского языка. У современных школьников часто возникают трудности в правильной постановке ударения в словах повседневного обихода: на развитие речи, ее качество влияют не соответствующая нормам речь, которая окружает школьников в транспорте, дома, в школе. Часто слова, неправильно произнесенные в повседневной речи взрослых, в семье, быстро закрепляются и входят в словарный запас детей. Сложность заключается и в подвижности русского ударения. Предложенные варианты задания 4 окажут существенную помощь, еще и еще раз заставят обратиться к словарям, к справочникам, что расширит круг знаний в таком, казалось бы, простом вопросе. Хороший прием – работа с орфоэпическим словником, который и учащиеся, и родители, контролирующие вопросы подготовки, могут найти на сайте ФИПИ. Слова можно выписывать по группам, по частям речи и т. д.Достаточно сложное задание, развивающее грамотную речь, расширяющее границы использования слов в зависимости от ситуации, проверяющее умение владеть словарным запасом и подбирать требуемое слово точно и грамотно, – задание 5. Паронимы – похожие по звучанию, но не совпадающие по значению слова. Созвучность паронимов используется для создания стилистического эффекта.При подборе паронимов надо убедиться, насколько ярко они выражены, потому что есть ряд слов, когда паронимия прослеживается слабо и подобранный пароним может быть расценен как синоним.Как показывает практика, задание 6 – одно из самых непростых для учащихся. Некоторые из них полагают, что в нормативной русской речи все слишком далеко от реального произношения и словообразования, поэтому ошибки допускают, иногда начиная сомневаться даже в часто употребляемых словах: вот помнят, что есть разница в образовании формы множественного числа существительных носки/чулки, но что из этой пары чулочно-носочных изделий следует «удлинять» за счет суффикса – не помнят. Поэтому рекомендуем использовать материал этого раздела для регулярных словарных диктантов. К тому же добавим, что не все ошибки так очевидны для учащихся. Например, в следующем из вариантов:много БАНАНОВОТПРАВЛЕННАЯ бандерольнет ВАЛЕНОКсамый НЕЖНЕЙШИЙЧЕТЫРЕ книгиОтвет: ___________________________.Кто-то из ребят может сказать: много банан. Также не все помнят о том, что простая форма превосходной степени прилагательного не нуждается в модальных словах вроде «самый».При подготовке к выполнению задания 7, направленного на проверку умения определять вид грамматической ошибки, важно дать учащимся точные определения возможных грамматических ошибок, подкрепить примерами, вместе отработать алгоритм анализа предложения.Сравним три предложения, два из которых построены без ошибок:В повести «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей. – В повести «Станционный смотритель» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей. – В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей.Анализ выделенных фрагментов позволяет увидеть ошибку в построении предложения с несогласованным приложением (в первом примере).Очень распространенной ошибкой в работах учащихся является неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. При анализе – и предупреждении – такого вида ошибок очень важно убедить учащихся в необходимости определять грамматическую основу предложений. Также следует напомнить о том, что деепричастие / деепричастный оборот всегда обозначает дополнительное действие и может быть заменен глаголом. Проанализируем один пример: Девочка, смеясь, легко перепрыгивала через лужи. Грамматическая основа – девочка перепрыгивала. Заменяем деепричастие глаголом – смеялась. Получаем: Девочка смеялась и перепрыгивала через лужи. Предложение построено правильно. Проверим другое предложение: Глядя на Дунину красоту, сердце Минского дрогнуло. Грамматическая основа – сердце дрогнуло. Заменяем деепричастие глаголом – глядит (на Дунину красоту). Получаем: Сердце глядит на Дунину красоту и дрогнуло. Предложение построено с ошибкой.Задания 14‑16 проверяют знания морфологических, лексических, синтаксических норм русского языка, и выпускникам есть над чем задуматься, что повторить. В задании 14‑60 вариантов работы, в заданиях 15‑16 автор предлагает 70 вариантов. Задания можно прорешать самостоятельно, можно и нужно использовать качественные источники информации, работать в сотрудничестве с учителем.Тексты, предлагаемые в этом блоке заданий, интересные, содержательные, несущие информацию, с которой знакомы далеко не все выпускники.Задания с 15‑го по 20‑е позволяют закрепить (а кому-то и выработать) алгоритм пунктуационного анализа предложений. Следует обратить внимание на примеры использования слов, которые могут быть как членами предложения, так и выступать в качестве вводных. Например:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Действительно (1) Вася (2) два раза кашлянул, два раза прошелся по комнате и (3) наконец (4) совершенно нечаянно выпустил из рук трубку, которую было стал набивать в уголку, возле печки. Аркадия Ивановича взял смех про себя.- Вася (5) полно хитрить! – сказал он…- Ах (6) Аркаша! Здравствуй (7) голубчик!(Ф.М.Достоевский)Ответ: ___________________________.Ценно, что родители с помощью этого пособия также могут успешно участвовать в подготовке детей к ЕГЭ по русскому языку. Особенно эффективна их роль в выполнении заданий 20‑24: можно прочитать вместе с детьми все 10 вариантов текстов, чтобы потом обсудить содержание прочитанного, определить отношение автора к тому, о чем говорится в тексте, вместе с выпускником сформулировать собственное мнение о проблеме, поставленной в тексте, о поступках героев и авторской позиции.И еще важное наблюдение: ко всем заданиям пособия автор дает ответы, что позволит и взрослому человеку, и школьнику оценить качество выполнения заданий, увидеть свои ошибки, откорректировать их. Так что пособие можно рассматривать в том числе и как тренажер, рассчитанный на мотивированных выпускников. Тем же выпускникам, у кого проблемы с предметными знаниями и умениями самоконтроля, необходим контроль учителя, репетитора или родителя, занимающегося с ребенком индивидуально. В любом случае, при любой форме организации повторения курса русского языка и подготовки к выпускному экзамену в пособии есть на что опереться, учитель и ученик смогут найти свои тысячи способов актуализации нужного материала. Удачной всем работы и сдачи экзаменов! Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук
Комментарии