search
main
0

Ошибки будут стоить дорого. В центре законопроекта – человек

​Первый день Всероссийского совещания в Сочи, на котором собрались руководители региональных систем образования и представители профсоюза, был полностью посвящен обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Представители Минобрнауки РФ и другие разработчики законопроекта изложили его основные идеи и новации. По замыслу разработчиков, новый закон об образовании должен соответствовать всем современным потребностям российского общества в целом и отдельно взятого человека в частности.

«Мы находимся в том периоде развития системы образования, когда решения необходимо принимать быстро, но при этом очень велика цена ошибки, – подчеркнул заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов, – поэтому важно еще раз проговорить ключевые идеи законопроекта и услышать отклик участников совещания».Директор Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки России Марина Лукашевич сообщила, что в октябре окончательная редакция законопроекта должна быть подготовлена и направлена на официальное согласование в федеральные органы исполнительной власти и в субъекты РФ. В конце декабря – начале января законопроект планируется внести в Правительство России, а потом на обсуждение в Государственную Думу.«Основные новеллы законопроекта – это те новшества, которые у нас уже были апробированы: сетевое взаимодействие, электронное обучение и так далее. Сейчас они получат более подробное закрепление в законодательстве. Главная идея законопроекта в том, что система образования должна быть выстроена под человека. Человек должен определить, каким образом система образования будет формировать его образовательные траектории», – подчеркнула Марина Борисовна.В проекте закона уточняется классификация образовательных программ. Как известно, сегодня они делятся на общеобразовательные и профессиональные. Разработчики законопроекта предложили деление через основные и дополнительные образовательные программы. К основным относятся основные общеобразовательные, основные профессиональные программы, а также программы профессионального обучения. Дополнительные в свою очередь подразделяются на дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.Изменяется и система уровней образования. В проекте закона появились два новых уровня: дошкольное и начальное общее образование. В профессиональном образовании уровень НПО включен в систему СПО. С учетом этого в рамках образовательных программ СПО предусмотрена подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. Прием на эти виды программ будет осуществляться на общедоступной основе в соответствии с Конституцией РФ. Также вводится еще один уровень высшего образования – подготовка научно-методических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. При этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования. Вопросы докторантуры будут урегулированы в рамках внесения изменений в закон о науке и научно-технической политике.Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики тоже активно участвовал в разработке проекта закона об образовании, он в основном взял на себя работу, связанную с экономическими и финансовыми механизмами, согласованием норм законопроекта с бюджетным законодательством.Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина представила краткое обоснование объему бесплатного образования, предлагаемому в законопроекте: «В каком объеме общедоступное образование бесплатно? В объеме федеральных государственных стандартов. Сама по себе рамка стандарта очень оправданна. Стандарты готовятся в рамках СанПиНа. Расширять их – значит увеличивать нагрузку на учащихся и педагогов. Федеральные и национальные исследовательские университеты, МГУ и СПбГУ получают право на разработку собственных стандартов.Итак, в законопроекте есть гарантии на получение общедоступного начального, основного и полного среднего образования, на конкурсной основе – высшего. А вот среднее профобразование согласно проекту закона предоставляется всем на общедоступной бесплатной основе. Исключением являются те образовательные учреждения, которые предполагают особые способности – учебные заведения в сфере искусства, спорта. И стипендии в учреждениях СПО предоставляются независимо от результатов учебы».Ирина Всеволодовна также озвучила новые сюжеты, которые введены в законопроект. Один из них – право переходить в вузе с платного обучения на бесплатное. Порядок этого перехода должно разработать Министерство образования и науки РФ. Также впервые стипендии привязаны к минимальному размеру оплаты труда. «Наверное, та доля, которая предусмотрена от МРОТ, недостаточна, – отметила Ирина Абанкина, – но в целом это, безусловно, шаг вперед, который означает, что с повышением МРОТ автоматически повышаются стипендии. При этом сохранилось деление на академическую и социальную стипендии. Сохранены ограничения по оплате общежитий и другие социальные льготы для студентов».Кроме того, обучающиеся, их родители или законные представители могут потребовать возмещения ущерба за некачественное образование. В законопроекте четко сказано, на какую именно компенсацию они могут рассчитывать. Это повторное обучение в той же или другой образовательной организации или денежное возмещение для обучения в выбранной ими организации.Льготы, которые предусмотрены в законопроекте для педагогических работников, по словам Ирины Абанкиной, не уступают тем, что зафиксированы в действующем законе. Но теперь право на повышение квалификации и на длительный творческий отпуск предоставлено всем педагогическим работникам – от дошкольной образовательной организации до вуза.По мнению Ирины Всеволодовны, одним из основных в законопроекте является пункт, говорящий об оплате труда педагогов: «Педагог – ключевая фигура, от которой зависит результативность обучения, и у всех педагогических работников заработная плата должна быть не ниже средней зарплаты по экономике региона, в котором расположено образовательное учреждение. Речь идет не только о школьных учителях, но и о педагогах дошкольного, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования взрослых. Мера очень серьезная и ответственная. Значительная часть ответственности, конечно, лежит на субъектах РФ, потому что финансирование дошкольного образования по аналогии со школьным переносится на уровень регионов.Все статьи, касающиеся бюджетного обеспечения, полностью согласуются в 83-м ФЗ с бюджетной политикой. В законе четко написано, что речь идет о финансовом обеспечении образовательной деятельности. Поэтому, когда мы говорим о разного рода образовательных программах, в том числе для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, мы всегда имеем в виду финансирование программ. Деньги будут направлены в ту организацию, которая их реализует. Эти принципы финансового обеспечения соответствуют тому, что сегодня делают все регионы, а именно – переходят на финансирование образовательной услуги, а не самих по себе образовательных учреждений.Сегодня в законопроекте расширен спектр тех организаций, для которых расчет финансирования образовательной программы не зависит от количества обучающихся. Это не только малокомплектные, но и другие сельские школы. И тут важно мнение регионов: захотят ли они все сельские школы выводить из подушевого финансирования? Здесь субъектам РФ предоставляется право рассчитывать норматив независимо от количества обучающихся.Еще одно нововведение: дошкольное образование разделяется на образовательные услуги и услуги по присмотру и уходу за детьми. Образовательные услуги финансируются за счет бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета по аналогии со школой. А присмотр и уход – это софинансирование бюджета и родительской платы. Все ограничения по родительской плате сохранены.На смете остаются казенные учреждения. Бюджетные и автономные получают задание на оказание образовательных услуг. Дискриминации по типу учреждений не допускается, но ответственность за качественное выполнение задания на них, конечно, возложена. Это позволит перейти от управления заказами к управлению результатами и финансированию деятельности в зависимости от качества выполнения услуг. Это позволит довести образование до того качественного уровня, который заложен в федеральные государственные стандарты».По мнению разработчиков, третья версия законопроекта – это очень серьезный баланс между социальными мерами поддержки, экономическими механизмами и ответственностью за качество и результат образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте