search
main
0

Осенняя гармония Урок музыки во 2-м классе по программе I-IV Тема: “Осень в музыке”

Цели:
– учить чувствовать настроение, передаваемое музыкой;
– развивать музыкальный слух, исполнительские навыки, творческое мышление;
– прививать интерес к музыке, потребности в общении с искусством.
Задачи:
╥ показать, как изображается осень в разных видах искусства;
╥ разучить песню “Осень пришла”.
Оборудование: 1. П.И.Чайковский. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ (ОКТЯБРЬ) из цикла “Времена года” (фонограмма).
2. “Скворушка прощается”. Сл. Ивенсен, муз. Попатенко (фонограмма).
3. Слайды с репродукциями картин:
И.Левитан “Золотая осень”,
И.Левитан “Ранний снег”,
М.Куприянов “Осень”.
Новые сведения о музыке: музыка может передавать настроение.
План урока:
1) Слушание пьесы П.И.Чайковского “Октябрь”.
2) Исполнение попевки “Дождик”.
3) Исполнение песни “Скворушка прощается”.
4) Разучивание песни “Осень пришла” (сл. Черницкой, муз. Попатенко).
ХОД УРОКА
МОБИЛИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
– Какую тему мы начали изучать? (Природа в музыке.)
Сегодня на уроке мы будем слушать музыку осени, повторим изученную песню и разучим новую песню об осени. А расскажут нам о ней три художника:
Живопись
Поэзия
Музыка.
БЕСЕДА ПО КАРТИНАМ
– Давайте посмотрим, как осень изображается в живописи. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем – золотая осень. Посмотрите, как изобразил золотую осень художник Исаак Левитан. (Показ репродукции картины “Золотая осень”.)
– Нравится ли вам картина?
– Какие краски преобладают на картине? (Яркие, оранжевые, желтые, красные…)
– Какое настроение хотел передать художник? (Радостное, веселое…)
Есть и другая осень: невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя – поздняя осень. Вот какой ее видит И.Левитан. (Демонстрация репродукции картины “Ранний снег”.)
– Какое настроение передает картина? (Грустное…) Почему?
– Какие краски преобладают на этой картине?
– Какая осень вам больше нравится? Почему?
Вывод (формулируют ученики): Мы любим осень за щедрость, с которой она отдает богатство с полей, садов, за ясные дни с утренней прохладой голубого неба, за красоту лесов, писанных багряной и желтой краской. Именно такой и передают осень художники при помощи красок и кисти. Осенью солнце посылает прощальные лучи на землю.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ОСЕНИ
В ПОЭЗИИ
А как рисуют картину осени поэты? (Дети читают стихи об осени: Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”, А.С.Пушкин “Уж небо осенью дышало…”).
– Многие поэты в своих стихотворениях воспевают осень. Приходилось ли вам наблюдать пору листопада? Дунет ветерок, и закружатся в пестром хороводе листочки. А вот как сказал о листопаде Пушкин: “Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”. Слова В.Майкова: “Кроет уж лист золотой влажную землю-красу”. Толстой писал: “Листья пожелтелые по ветру летят”.
Вывод: По-разному, но очень точно при помощи слова изображают осень поэты.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ОСЕНИ В МУЗЫКЕ
– Какой вид искусства изображает мир звуками? (Музыка.)
– Кто создает музыку? (Композитор, музыкант, исполнитель.)
– Представьте себя в роли композитора. Какие музыкальные инструменты вы взяли бы, чтобы исполнить мелодию осени?
– Какой была бы ваша музыка?
– Послушайте, какую картину осени создал композитор П.И.Чайковский. (Звучит “Осенняя песня (Октябрь)” из цикла “Времена года”.)
– Какое настроение передает эта музыка?
– Что рисует вам воображение?
– Как бы вы назвали это произведение? (…) Чайковский сочинил целый альбом, в котором 12 пьес – 12 месяцев. Эта пьеса посвящена октябрю и называется “Осенняя песня”.
– Какие музыкальные инструменты звучали?
– Теперь мы побываем в роли исполнителей. Сначала приведем в порядок голос, исполним попевку “Дождик”:
Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гущи.
а) исполнение хором;
б) исполнение “эхом”.
– Какую песню разучили на прошлом уроке? (“Скворушка прощается”.)
– Кто автор?
– Послушайте мелодию песни. (Звучит грамзапись.) Теперь исполним ее хором.
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ “ОСЕНЬ ПРИШЛА”.
– Сейчас мы разучим еще одну песню об осени, она называется “Осень пришла”. Ее авторы: муз. Попатенко, сл.Черницкой. Послушайте песню (звучит в исполнении учителя):
Осень красит золотом рощи и леса,
Слышатся прощальные птичьи голоса.

Алые и желтые ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.

Солнышко лишь выглянет, спрячется опять.
Долго лето красное будем вспоминать.

– Понравилась ли вам песня? О чем она? О какой осени? Как поется? Какое чувство вызывает?
Разучивание песни по строчкам.
ИТОГ УРОКА
– Как звучит тема нашего урока?
– Какие три художника нам рассказывали об осени? Представьте, что три художника заговорили одновременно. (Гаснет свет, проецируются репродукции картин Левитана и Куприянова, звучит “Осенняя песня” Чайковского, на фоне музыки – стихотворение “Художница-осень”.)
Текст стихотворения:
Художница-осень взмахнула кистью,
Желтым обрызгала легкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пестрых узорчатых листьев клена
Ковер расстелила на фоне зеленом.
Зеленые сосны, зеленые ели
С легким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла еще раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.
– Что интересного вы заметили? (Художники дополняют друг друга, помогают полнее представить картину осени.)
– Какой сейчас идет месяц? (Ноябрь.) В ноябре на смену осени приходит зима:
… В полночь дождь перестал, и, как белый пушок,
На осеннюю грязь начал падать снежок.
Так незаметно пришла зима.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
К следующему уроку вам нужно подобрать стихотворение и вспомнить песни о зиме.
Елена КОТОВА,
учитель начальных классов
акбулакской средней школы N 2
поселок Акбулак, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте