В прошедшем учебном году Рособрнадзор перенес проведение всероссийских проверочных работ в школах с весны на осень. Их запланировали провести с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Новое расписание ВПР будет сформировано до 5 сентября этого года. За длинные летние каникулы школьники успевают не только хорошенько отдохнуть, но и, как правило, изрядно подзабыть пройденный материал. Хорошо, если просто забыли, а если вдобавок и не знали?
Так что учебное время в начале учебного года будет точно на вес золота, особенно в 5-8‑х классах: ребятам предстоит вспомнить весь пройденный материал в очень короткие сроки и написать ВПР, по возможности оправдав труды педагогов и собственные усилия. Как гласит народная мудрость, «Упустишь минуту, потеряешь час!».
Тут снова не обойтись без поговорки: «Старый друг лучше новых двух!». В своей работе я давно использую учебные пособия издательства «Экзамен», и этот учебный год не будет исключением. Тем более что для удобной и эффективной организации повторения учебного материала к осенним ВПР в помощь учителям «Экзамен» уже выпустил актуальные сборники заданий. В чем же их плюсы?
Если не полениться и заглянуть на сайт ФИОКО, в раздел экспертизы учебных изданий, то можно убедиться: большая часть пособий для подготовки к ВПР по всем предметам, прошедших серьезнейшую экспертизу, именно от издательства «Экзамен». Это означает, что все задания отвечают более чем трем десяткам строгих требований на соответствие программам, ФГОС, структуре и содержанию ВПР и т. д. Организуя подготовку по этим пособиям, учитель может быть уверен, что ребята не толкут воду в ступе и не носят решетом воду, а действительно системно повторяют пройденное.
Еще одним плюсом пособий для подготовки к ВПР по математике от издательства «Экзамен» является авторский коллектив: они созданы разработчиками вариантов реального ВПР по математике во главе с Иваном Валериевичем Ященко, который в кругах учителей математики не нуждается в представлении. Как гласит пословица, «Люди знают, кому доверяют».
Несомненным достоинством пособий издательства «Экзамен» является то, что они выходят в трех форматах: 10, 15 и 25 вариантов. В зависимости от численности или уровня подготовки класса учитель может подобрать оптимальный формат издания: кому-то достаточно бегло прорешать десяток вариантов, а кому-то необходимо набить руку, решив все двадцать пять. «Из одной печи не одни калачи» – намекает нам на значимость индивидуального подхода к ребятам известная поговорка.
А еще очень важно то, что этими пособиями может пользоваться даже неопытный педагог, не сталкивавшийся с подготовкой ребят к ВПР. Вооружившись пословицей «Не боги горшки обжигают» и комплектом пособий издательства «Экзамен», любой молодой специалист легко разберется и в структуре заданий, и в особенностях оценивания работы, и в процедуре проведения. Он также без труда проверит выполненные работы по правильным ответам, обязательно присутствующим в каждой книге и легко из нее вынимающимся при необходимости. Для заданий, которые предусматривают запись подробного решения, приводится один из вариантов верной записи. Казалось бы, мелочь, но именно такое удобство в использовании делает эти книги незаменимыми помощниками педагогов.
Безусловно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, это относится и к моему рассказу о пособиях издательства «Экзамен». Поэтому хочу привести примеры заданий, которые обычно вызывают трудности у ребят, из книг для разных классов.
Обычными примерами на вычисление, даже очень громоздкими, ребят не удивишь, обычными текстовыми задачами – тоже. В учебниках их достаточное количество. Сложнее дело обстоит с теми заданиями, с которыми школьники сталкиваются только на ВПР. Как правило, это практико-ориентированные задания, позволяющие оценить ту самую функциональную грамотность обучающихся, о которой так много пишут и говорят. А ведь они просто проверяют, усвоены знания чисто формально или ребенок может применить их в нестандартной ситуации, в отрыве от учебника и учителя.
Например, задание 12 для 5‑го класса:
Допустим, не все дети знают о применении шестеренок в различных механизмах. Тут важно не просто формально разделить 32 на 8 (количество зубцов в маленькой шестеренке), а понять, как именно они двигаются. И тогда второй вопрос этого задания не будет трудным: «Отметьте, где будет находиться точка А, когда маленькая шестеренка сделает три оборота». Ребята быстро соображают, в какую сторону повернется шестерня и сколько нужно отсчитать зубцов от начального положения.
Задание 14 готовит не только к ВПР, но и к олимпиадам. Например, классическая задача может изначально поставить в тупик, но ее решение (одно из них) совершенно простое, в его основе лежит соображение, к которому ребята могут прийти и самостоятельно: периметр большого прямоугольника равен сумме периметров двух меньших прямоугольников, не имеющих общей стороны, то есть располагающихся по диагонали относительно друг друга.
Этот факт нетрудно установить, например, складывая общий прямоугольник из кусочков, равных сторонам маленьких прямоугольников, то есть фактически потрогав решение руками! Легко получаем, что периметр большого прямоугольника равен 16+22=38 (см). Тогда искомый периметр маленького прямоугольника равен 38-14=24 (см).
В 6-м классе заданий уже всего тринадцать, и снова можно выделить те, с которыми ребятам бывает трудно. Например, задание 12:
Конечно, найдутся дети, которые быстро сообразят, какие цифры вписать в видимые грани. Но и в этом случае задачу можно превратить в исследование и действительно прокатить кубик из бумаги, по возможности сделанный собственными руками, по следу и удостовериться в своем ответе, а заодно и попробовать составить свое задание такого вида.
Задание 10 для 6-го класса – это превентивная подготовка к базовому ЕГЭ по математике, и шестиклассники с восторгом осваивают несложную задачу на логику, радуясь, что могут решать почти экзаменационное задание:
Нетрудно догадаться, даже интуитивно, что верные ответы 2 и 4, но это решение снова можно потрогать руками, сделав его совершенно понятным даже для слабых в математике ребят.
В 7-м классе заданий снова становится больше, их 16. При этом часть заданий имеют очень большое текстовое условие, которое некоторые ребята просто не решаются начать читать.
Восьмиклассникам предстоит решить уже 19 заданий, в том числе и геометрических. Многие задания представляют собой тексты с таблицами и графиками, например, в шестом задании предлагается проанализировать по диаграмме цен на билеты и небольшой текстовой информации о динамическом ценообразовании, по какой причине происходили рост или падение цен на билеты в разные промежутки времени. Без хотя бы небольшой практики в анализе подобных данных трудно ждать от большинства ребят внятных и обоснованных ответов.
Задание 15 ставит конкретную практическую задачу, с которой можно встретиться в жизни:
Само по себе решение нетрудное, достаточно помнить формулу площади круга. Однако такие задачи дают ответ на самый, наверное, популярный вопрос: «Зачем мне учить математику?».
Ответ простой: для того чтобы уметь принимать разумные и обоснованные решения, мыслить логически, да и в целом дружить со здравым смыслом. Умение работать с числами, формулами, графиками – очень полезный инструмент для этого.
А вот насколько нам удалось научить ребят пользоваться этим инструментом, покажут осенние ВПР. Как говорится, цыплят по осени считают. Народная мудрость и пособия издательства «Экзамен» нам всем в помощь!
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики средней школы №1 имени В.П.Леонова, ст. Зеленчукская, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии