Начальное профессиональное образование
Сеть учреждений начального профессионального образования и показатели охвата. В настоящее время в Российской Федерации действует 3893 учреждения начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся 1679,3 тыс.человек, в том числе дневных – 3526 с контингентом 1591,7 тыс.человек.
Ежегодно проводятся мероприятия по оптимизации сети учреждений начального профессионального образования, заключающиеся в интеграции образовательных учреждений в целях рационального использования их учебно-материальной базы и экономии бюджетных средств, выделяемых на их содержание.
За 2000 год сеть образовательных учреждений начального профессионального образования сократилась на 18 единиц (0,5%).
Изменения сетевых показателей произошли за счет реорганизации образовательных учреждений путем их укрупнения (объединения, слияния, присоединения).
В Российской Федерации на 10 тыс.населения приходится 116 обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, в том числе в дневных профессиональных училищах и лицеях – 110.
В 2000 году во все учреждения начального профессионального образования принято 844,9 тыс.человек, в том числе в дневные профессиональные училища и лицеи – 722,6 тыс.человек. Выпуск квалифицированных рабочих и специалистов из учреждений начального профессионального образования составил 762,8 тыс.человек, в том числе из дневных – 645,6 тыс.человек.
Ежегодно увеличиваются объемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан в учреждениях начального профессионального образования. Объемы этой подготовки в 2000 году составили 368,2 тыс.чел., тогда как в 1991 году было переподготовлено всего 9,0 тыс.человек.
Реализуя принцип преемственности профессиональных образовательных программ, выпускники учреждений начального профессионального образования продолжают дальнейшее обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (10,5% от выпуска из дневных профессиональных училищ и лицеев).
Выпускники учреждений начального профессионального образования востребованы работодателями. В целом по Российской Федерации только лишь 10,8% выпускников не трудоустраиваются по полученной профессии из-за отсутствия рабочих мест. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации в 2000 году не трудоустроено из-за отсутствия рабочих мест менее 1% выпускников учреждений начального профессионального образования: в Орловской области – 0,7%, в Нижегородской и Самарской областях – 0,5%, в Кемеровской области – 0,3%, в Саратовской области и г. Москве – 0,2%.
По состоянию на 01.06.2001 г. учреждения начального профессионального образования профинансированы на 100% от утвержденного федерального бюджета.
В настоящее время из бюджетов субъектов Федерации финансируется 39,2% учреждений начального профессионального образования.
Кадровая обеспеченность. В системе начального профессионального образования занято 160,0 тыс.педагогических работников, в том числе с высшим образованием – 90,3 тыс.чел. (56,4%), со средним специальным образованием – 56,0 тыс.чел. (35,6%), со средним образованием – 12,8 тыс.чел. (8,0%).
Гарантии доступности начального профессионального образования. Коэффициент наполняемости учреждений начального профессионального образования с учетом бюджетной подготовки составляет 1,0, а с учетом подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого и незанятого населения – 1,1. Таким образом, реализуется принцип общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, что крайне важно, поскольку 75% обучающихся в этой системе – дети из малообеспеченных и неполных семей.
В последние три года устойчиво держится на уровне 21% доля выпускников 9-х классов, поступающих в профессиональные училища и лицеи, а это значит, что число ученических мест в учреждениях начального профессионального образования сбалансировано с числом желающих получить этот уровень образования.
В ряде субъектов Российской Федерации показатели приема в образовательные учреждения начального профессионального образования выпускников 9-х классов гораздо выше общероссийских показателей: в Эвенкийском автономном округе – 55,7%, в Ивановской области – 33,3%, в Еврейской автономной области – 32,2%, в Пермской области – 31,8%; в других, наоборот, намного меньше: в Республике Дагестан – 8,8%, в Республике Ингушетия – 6,6%, в Республике Саха (Якутия) – 6,3%.
Данный вопрос рассматривался на заседании Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации при министре в июне 2000 года и по его рассмотрению рекомендовано органам управления образованием субъектов Российской Федерации разрабатывать на региональном уровне текущий и перспективный балансы распределения выпускников 9-х классов общеобразовательных школ, имея в виду обеспечение их максимального охвата дальнейшим обучением.
Количественные и качественные параметры сети образовательных учреждений начального профессионального образования позволяют сделать вывод о возможности реализации принципа доступности этого вида образования для российской молодежи на бесплатной и внеконкурсной основе.
Структурно-содержательные изменения и информационно-методическое обеспечение. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты по всем 257 профессиям Перечня профессий начального профессионального образования.
Разработаны примерные учебные планы по 20 профессиям действующего Перечня профессий начального профессионального образования, включенным в новый Перечень профессий начального профессионального образования.
Также в связи с введением нового Перечня разработана и утверждена приказом министерства от 25.12.2000 N 3822 Инструкция о порядке получения, учета, хранения, заполнения бланков дипломов, свидетельств, выписок итоговых оценок успеваемости к ним и выдачи документов государственного образца об уровне образования и квалификации выпускникам учреждений начального профессионального образования.
Утвержден и введен в действие Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается (постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 823).
Разработан проект Положения о многоуровневом образовательном учреждении, реализующем профессиональные образовательные программы разного уровня.
Совместным приказом Минобразования России и Минюста России от 06.12.2000 N 3526/377 утвержден Перечень профессий для профессиональной подготовки в профессиональных училищах лиц, осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Перечень является открытым, в случае необходимости может быть дополнен новыми профессиями.
В интересах совершенствования системы начального профессионального образования в новом учебном году необходимо сосредоточить внимание на решении следующих важнейших задач:
– сохранение материально-технического и кадрового потенциала системы начального профессионального образования через реализацию мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений путем их интеграции как по “вертикали”, так и по “горизонтали”, совершенствования профессионально-квалификационной структуры подготовки на основе анализа и определения прогноза потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов;
– достижение нового качества начального профессионального образования путем разработки стандартов по новым профессиям и создание их научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения путем реструктуризации образовательной программы начального профессионального образования в условиях перехода на 12-летний срок обучения в общеобразовательной школе;
– создание и укрепление механизмов социального партнерства на региональном уровне;
– нормативно-правовое обеспечение, включая разработку проекта Федерального закона “О начальном профессиональном образовании”, льготной налоговой политики как в отношении образовательных учреждений, так и работодателей, регламентации платных образовательных услуг;
– решение проблем финансирования образовательных учреждений с разработкой схем многоканального финансирования, включая расходы на содержание и развитие материально-технической базы и организацию учебного процесса, а также усиление экономического статуса работников системы начального профессионального образования и обеспечения полноценного питания обучающихся.
Комментарии