Взаимодействие с регионами – важнейшая составная часть деятельности Министерства образования Российской Федерации, обеспечивающей целостность многомерного российского образовательного пространства. Значение этого взаимодействия особенно возрастает в условиях децентрализации управления отраслью, закрепленной законами Российской Федерации в области образования и местного самоуправления.
Формой регулирования взаимных интересов в сферах совместного ведения государственных органов исполнительной власти (администраций) субъектов Российской Федерации и федерального Министерства образования выступают соглашения о сотрудничестве, предусматривающие взаимные обязательства по обеспечению деятельности всех уровней системы образования на данной территории.
Статьи данных соглашений (часто бессрочных) имеют, как правило, рамочный характер и могут дополняться протоколами на 1-2 года, содержащими перечень конкретных совместных мероприятий, имеющих региональное или общефедеральное значение.
Соглашения о сотрудничестве заключаются по инициативе субъектов Российской Федерации, которая зависит исключительно от наличия или отсутствия в регионе образовательных учреждений (а также иных институций), в обеспечении деятельности которых заинтересованы обе стороны, что требует разграничения влияния полномочий в управлении ими.
Общие вопросы, связанные с региональной образовательной политикой, освещаются на страницах журнала “Регионология” (выходит раз в два месяца), издаваемого Центром регионологии при Мордовском государственном университете. Национальные (этнокультурные) аспекты региональной образовательной политики разрабатываются Институтом национальных проблем образования (создан в 1948 году) и печатаются в его научных “Записках”.
Удовлетворение образовательных интересов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих аборигенный образ жизни. Министерство образования Российской Федерации совместно с Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, являющимся головным заказчиком, активно участвует в государственных программах по поддержке и социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.
Основой этой деятельности является федеральная целевая программа “Дети Севера”, предусматривающая осуществление целого ряда конкретных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей-северян, создание условий для их полноценного интеллектуального и творческого развития.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минобразование России разработало Концепцию реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. Ее реализация позволит дать детям-северянам не только современные знания, но и подготовит их к жизни в условиях традиционного природопользования и культуры.
Особую роль в решении этих задач играет факультет народов Крайнего Севера Российского педагогического государственного университета им. А.И. Герцена и Государственная Полярная академия, расположенные в Санкт-Петербурге. Их выпускники становятся высококлассными специалистами не только в системе образования, но и в других сферах деятельности, в частности, в местных администрациях, в социальном и экономическом менеджменте северных территорий и др.
Важной частью работы по обеспечению учебного процесса в национальных школах народов Севера и Дальнего Востока является издание учебников родных языков. Санкт-Петербургский филиал издательства “Просвещение” выпустил в 1999/2000 учебном году комплекты новых учебников для начальной школы ительменского, нанайского, нганасанского, ненецкого, нивкского, хантыйского, чукотского, эвенкийского, эвенского, юкагирского, а также русского языка – всего 36 наименований в количестве 27360 экземпляров. Ввиду малотиражности изданий их себестоимость очень высока: она в десятки раз превышает стоимость аналогичного учебника для школ с русским (родным) языком обучения.
Специфика образа жизни предъявляет особые требования к организации учебного процесса в районах Крайнего Севера. В связи с очевидной неадекватностью интернатной системы содержания детей младшего школьного возраста начинают развиваться кочевая школа, а также школа семейного типа.
Учащиеся среднего и старшего звена школы, показавшие особые успехи в конкретной области знания, получают возможность усовершенствовать их в специализированных учебных центрах типа Ленского школьного физико-математического центра под г. Якутском.
Проведение всероссийских совещаний работников образования. Проведение всероссийских совещаний работников образования по актуальным проблемам образования – одна из эффективных форм взаимодействия руководителей всех уровней управления отраслью с целью обсуждения и принятия согласованных решений.
В зависимости от проблематики подобные совещания проводятся как в Москве, так и в региональных центрах, где они, как правило, приобретают зональный характер.
Примером Всероссийского совещания, рассмотревшего ряд документов стратегического значения (Доктрину развития образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцию перехода к 12-летнему сроку обучения в общеобразовательной школе), может служить совещание, проведенное в Государственном Кремлевском дворце в январе 2000 года.
Особое место занимают зональные совещания руководителей органов образования, проводимые в марте-апреле по итогам ежегодных февральских всероссийских отчетных совещаний в Минобразовании России, на которых обсуждаются результаты работы в завершившемся году и план работы на новый учебный год.
По инициативе администраций (правительств) субъектов Российской Федерации проводятся выездные заседания коллегии Минобразования России, посвященные общим вопросам развития их образовательных систем. Это новая форма партнерской деятельности руководителей федерального и регионального уровней управления отраслью, позволяющая наиболее полно и предметно рассмотреть локальную проблематику.
В 2000 году такие выездные заседания коллегии Минобразования России были проведены в Краснодарском крае и в Республике Саха (Якутия).
Организация работы Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Данный Совет был создан по инициативе министра образования В.М. Филиппова в 1998 году.
На заседаниях Совета, проводимых ежеквартально, обсуждаются наиболее актуальные – как стратегические, так и текущие – вопросы развития отечественного образования. Повестка дня Совета формируется его председателем на основе предложений, вносимых на предстоящий год членами Совета. По итогам обсуждения принимаются решения, оформляемые в виде поручений министра или приказов Минобразования России.
Деятельность сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования Российской Федерации (ФЭП). Федеральными экспериментальными площадками становятся утвержденные в этом статусе приказом Минобразования России образовательные учреждения, победившие в ежегодно (с 1998 г.) проводимом конкурсе культурно-образовательных инициатив. В качестве экспертов, оценивающих заявки, проекты, результаты и значение эксперимента для системы образования, выступает большая группа специалистов в области педагогики и образования – ученые Российской академии образования, руководители органов управления образованием, учителя-новаторы. Состав экспертной группы, как и порядок проведения конкурса, также утверждается приказом Минобразования России.
В настоящее время в стране действует около пятисот федеральных экспериментальных площадок. Предметом экспериментирования становится широчайший спектр образовательных проблем – от новых форм управления до содержания образования во всех типах и видах образовательных учреждений.
Конкурс на статус ФЭП проводится Минобразованием России совместно с Институтом образовательной политики “Эврика” и пользуется большой популярностью, с каждым годом становясь все более представительным и охватывая целые регионы.
Сложившаяся сеть ФЭП – заметный позитивный фактор развития российского образования, его своеобразная “точка роста” в новых социокультурных и экономических условиях.
Движение попечительских образовательных учреждений. Импульсом к движению нынешнего движения попечителей образовательных учреждений, приобретающего все больший размах, стал указ, подписанный Президентом Российской Федерации в августе 1999 года.
За минувший период движение попечителей продемонстрировало убедительный пример конструктивного взаимодействия общества, сознающего свою гражданскую ответственность за подрастающее поколение, и педагогов. Сегодня мы оказываемся свидетелями перехода от старых “шефских” реформ помощи и поддержки к новому качеству отношений между попечителями и учреждениями образования, предполагающими соучастие в их развитии, в общественно-государственных формах управления ими.
Конкурс “Учитель года России”. Конкурс “Учитель года России” ведет свою историю с 1990 года.
В 2000 году конкурс проводился в одиннадцатый раз. За это время в нем приняли участие свыше двух миллионов учителей. В историю финалов Всероссийского конкурса вписаны имена 387 педагогов, среди которых – руководители образовательных учреждений, учителя, представляющие все области знаний, преподаватели педагогических колледжей и профессиональных училищ, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования.
Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 года N1144 учреждены премии Президента Российской Федерации работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России”.
Ежегодно распоряжениями Президента Российской Федерации присуждаются 15 премий победителям конкурса – лауреатам конкурса. Премии вручаются за высокое педагогическое мастерство, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся, разработку авторских программ и учебных пособий.
В финальных мероприятиях Всероссийского конкурса “Учитель года России-2000” приняли участие представители 75 регионов России. Они представляли свои творческие находки, нетривиальные педагогические решения, авторские подходы как к содержанию, так и построению учебного процесса.
В рамках конкурсной программы даны 90 открытых уроков на базе школ г. Москвы, проведены творческие мастерские, состоялись встречи с учеными, авторами учебников и разработчиками программ, представителями издательств учебной литературы, известными педагогами.
Конкурс “Лидер в образовании”. “Лидер в образовании” – новый проект, цель которого заключается в стимулировании качественного роста работников управленческого звена на всех уровнях – от детского сада и школы до областных управлений и министерств республик – субъектов Российской Федерации.
В 2000 году проводился первый конкурс на это почетное звание. Столь демократичный и в то же время всеобъемлющий способ определения лидера в образовании должен привести не только к персональному успеху лучших управленцев, но – главное – убедительно проявить основные направления образовательного менеджмента, наиболее актуальные для современной России.
Правовые аспекты образования
В настоящее время ведется работа по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” в части общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, дистанционного обучения.
Для подготовки соответствующих федеральных законов создана рабочая группа под руководством В.А.Миронова – члена Совета Федерации, заместителя председателя Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, О.Н.Смолина – заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы и Е.Е.Чепурных – заместителя министра образования Российской Федерации. В состав рабочей группы вошли представители Минобразования России, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, профсоюза, образовательных учреждений и научных организаций, органов управления образованием.
Создана рабочая группа для подготовки проекта Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (по проблемам этнокультурного образования).
Ведется работа по подготовке проекта концепции Кодекса Российской Федерации об образовании, который предполагается внести на обсуждение VI Международной научно-практической конференции по проблемам образовательного права в октябре 2001 г.
Разрабатывается проект Федерального закона “О государственном стандарте общего образования”.
В г.Владивостоке с 1 по 5 июля в соответствии с планом реализации программы сотрудничества между Министерством образования Российской Федерации и Советом Европы состоялся семинар по вопросам федерализма в области образования.
12 июля 2001 г. Государственной Думой был принят проект Федерального закона “О дополнительном образовании”, направленный на обеспечение права граждан на дополнительное образование.
Утверждены в новой редакции Типовые положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160); об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196); об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264), а также утверждены Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07. 2001 N 505).
Работа с научно-педагогическими
и руководящими кадрами
Кадровый состав подведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. По предварительным данным государственной и отраслевой статистики, в 2000 году общая численность основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала (ППС) в 329 вузах Минобразования России составила 183,8 тыс. человек, из которых 24,0 тыс. человек (13,0% от штатного ППС) работали на 0,5 и 0,25 ставки. На условиях штатного совместительства работали 35,6 тыс. человек. Из общего числа штатного профессорско-преподавательского персонала 17,2 тыс. человек (9,4% от штатного ППС) имеют ученое звание профессора, 65,2 тыс. человек (35,5% от штатного ППС) – ученое звание доцента.
В вузах министерства работают действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук и отраслевых академий наук. Из общего числа штатных преподавателей 57,6% имеют ученые степени: 18,4 тыс. человек (10,0% от штатного ППС) – ученую степень доктора наук и 87,4 тыс. человек (47,6% от штатного ППС) – ученую степень кандидата наук.
Среди ректоров вузов доля докторов наук составляет 68,8%, доля профессоров – 86,2%. Ученую степень доктора наук имеют 29,1% проректоров (директоров филиалов), 24,8% деканов и 44,4% заведующих кафедрами.
Должностная структура педагогических кадров характеризуется следующими данными. (См. таблицу 1, стр. 2).
Удельный вес руководящего персонала (ректоров, проректоров, директоров филиалов) – составляет 1,4%, деканов факультетов – 1,8%, заведующих кафедрами – 7,4%, профессоров в составе кафедр – 8,2%, доцентов в составе кафедр – 38,8%, старших преподавателей – 24,4%, преподавателей, ассистентов – 18,0%.
Присвоение ученых званий научно-педагогическим работникам. В 2000 году было проведено 10 заседаний аттестационной коллегии Минобразования России, на которых рассмотрено 8385 аттестационных представлений, в том числе по 8320 аттестационным делам соискателей ученых званий приняты положительные решения, 65 аттестационным делам – отрицательные решения и по 324 аттестационным представлениям принято решение о проведении дополнительной внешней экспертизы научно-педагогической деятельности аттестуемых соискателей в ведущих вузах России и соответствующих учебно-методических объединениях.
Данные о количественном составе аттестуемых соискателей, рассмотренных на заседаниях аттестационной коллегии Минобразования России приведены в таблице 2 (не публикуется).
Возрастной состав, утвержденных в ученом звании, представлен в таблице 3.
Анализ состава соискателей, утвержденных в ученом звании профессора в 2000 году по возрастным группам и полу показывает, что по-прежнему преобладает категория лиц, аттестованных в звании профессора, от 46 до 60 лет (60,6%). Превуалирование этой возрастной группы обусловлено сроками проведения научной аттестации основной части научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях. Количество женщин из числа аттестованных в ученом звании профессора в 2000 году составляло 21,0%, что на 0,9% больше, чем в 1999 году.
В 2000 году продолжалась работа в учебных заведениях, имеющих в соответствии с приказом N 428 от 12.03.96 права окончательной экспертизы аттестационных представлений. Данное право имеют 77 вузов.
В целом опыт учебных заведений, осуществляющих окончательную экспертизу квалификации аттестуемых работников, представляемых к присвоению ученых званий, свидетельствует о продуктивности предложенной модели построения профессиональной аттестации.
К типичным нарушениям относятся:
– отсутствие контракта с соискателем на ведение педагогической работы в соответствующей преподавательской должности;
– недостаточный стаж педагогической работы в вузе (ИПК) и в занимаемой должности;
– недостаточное или полное отсутствие подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (для профессоров);
– несоответствие основных учебных курсов и дисциплин, читаемых соискателем, профилю кафедры, по которой осуществляется представление к присвоению ученого звания.
В целом в 2000 году аттестационная коллегия проявила принципиальный подход к аттестации соискателей ученых званий без введения каких-либо ограничений, дополнительных к действующим государственным требованиям, а путем непосредственного выявления их квалификационного уровня в учебных заведениях. Вместе с тем председателям ученых советов предлагается принять конкретные меры повышения требований обоснованности своих работников к присвоению ученых званий, ориентируясь на проявляемое ими педагогическое мастерство, личный вклад в подготовку специалистов и совершенствование методики обучения.
Моральное поощрение и стимулирование труда работников сферы образования. Одним из фактов признания заслуг, успехов и достижений работников образовательных учреждений в развитии, воспитании и становлении личности, подготовке квалифицированных специалистов, профессионализма и авторитета среди коллег является награждение их государственными или отраслевыми наградами.
В 2000 году в Минобразование России из образовательных учреждений всех типов поступило 3209 представлений на награждение государственными наградами, в том числе: 693 – на награждение орденами и медалями Российской Федерации, 2510 – на присвоение почетных званий Российской Федерации, 2 – на объявление Благодарности Президента Российской Федерации и 4 – на награждение Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
Из общего количества представленных наградных документов в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам направлены материалы по 2681 кандидатуре, на рассмотрении в Минобразовании России находятся 419 дел.
Сокращение количества представлений в Администрацию Президента Российской Федерации по сравнению с 1999 годом (было направлено 3904 представления) объясняется тем, что в июне текущего года указом Президента Российской Федерации учреждены полномочные представители президента в федеральных округах Российской Федерации, в обязанности которых вменено согласование всех наградных материалов кандидатов к награждению.
Указами Президента Российской Федерации награждены 1821 лучший представитель педагогической общественности сферы образования, в том числе 400 – орденами и медалями (подробная статистическая информация приведена в таблице N 4 (не публикуется)).
В 2000 году в четвертый раз был объявлен и проведен конкурс на соискание премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования за 1999 год.
В соответствии с Положением о премиях на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования представлялись инновационные разработки в сфере образования, созданные эффективные технологии обучения, работы, открывающие новые направления в области педагогической науки. На конкурс премий Правительства Российской Федерации в области образования представлялись научно-практические разработки, оказывающие эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации, разработки образовательных программ и учебно-методических пособий для образовательных учреждений, учебники.
На соискание премии Президента Российской Федерации в области образования было представлено 52 работы.
Среди них: 36 (69 % ) – из учебных заведений высшего профессионального образования (в том числе 26 (72 %) – из вузов Минобразования России), 8 – из управлений, департаментов образования, 1 – из Центра повышения квалификации работников образования, 4 – из общеобразовательных учреждений, 1 – из техникума, 2 – из общественных организаций.
На соискание премии Правительства Российской Федерации в области образования представлено 99 работ. Среди них: 86 (87 %) – из учебных заведений высшего профессионального образования (в том числе 63 (73 %) – из вузов Минобразования России), 1 – из Министерства образования и науки, 2 – из центров медицинской радиологии и военно-патриотического, 2 – из института усовершенствования учителей, 4 – из управлений, департаментов образования, 3 – из учебных заведений среднего профессионального образования, 1 – из общеобразовательного учреждения.
Следует отметить, что 51 работа из 151 представлена Москвой и Московской областью. Всего же в конкурсе приняли участие образовательные учреждения из 42 городов Российской Федерации, в том числе: Новосибирск (6 работ), Санкт-Петербург (18 работ), Калининград (6 работ), Саратов (5 работ), Нижний Новгород (4 работы), Красноярск (3 работы), Махачкала, Ростов, Ставрополь, Кемерово, Чебоксары, Казань, Уфа, Петрозаводск, Пенза, Пермь, Воронеж и др.
Экспертные комиссии в области научных педагогических исследований, высшего и среднего профессионального образования, общего и начального профессионального образования рассмотрели каждую представленную на конкурс работу и представили Совету по присуждению премий в области образования свои рекомендации о присуждении премий. В результате тайного голосования Советом были рекомендованы к присуждению премий Президента Российской Федерации 15 работ и к присуждению премий Правительства Российской Федерации – 12 работ.
Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации указанные премии присуждены 141 работнику сферы образования.
Среди удостоенных высокой награды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации – представители Института теории образования и педагогики Российской академии образования, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, правительства Москвы, Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, Российского университета дружбы народов, Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, Новосибирского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики, Саратовского государственного технического университета, Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, Московского государственного авиационного института (технического университета), Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского энергетического института (технического университета), Московского городского педагогического университета, Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, Дальневосточного государственного технического университета, Российского государственного технологического университета имени К. Э. Циолковского, Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета), Казанского государственного технологического университета, Института развития профессионального образования, Уральского государственного университета имени А. М. Горького, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, Саровского физико-технического института, Комитета образования администрации Новгородской области, Института коррекционной педагогики Российской академии образования, Департамента образования администрации Владимирской области, Московского комитета образования, Московского учебно-воспитательного комплекса, Московского государственного открытого педагогического университета.
В целях поощрения труда работников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, научно-методических центров, органов управления образованием, других организаций за успехи в развитии научного и научно-технического творчества студентов и молодых ученых совместно с Управлением развития и планирования научных исследований Минобразования России учрежден новый нагрудный знак “За развитие научно-исследовательской работы студентов”.
В соответствии с Положением об отраслевых наградах, утвержденным приказом Минобразования России от 13.01.99 N 44, в настоящее время учреждены следующие отраслевые награды:
– медаль К.Д.Ушинского;
– нагрудный знак “Почетный работник общего образования Российской Федерации”;
– нагрудный знак “Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации”;
– нагрудный знак “Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации”;
– нагрудный знак “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации”;
– нагрудный знак “За развитие научно-исследовательской работы студентов”;
– Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации;
– благодарность Министерства образования Российской Федерации.
Медалью К.Д.Ушинского в прошедшем году награждены 74 работника педагогической общественности системы образования, внесших значительный вклад в решение проблем педагогики, образования и воспитания (в прошедшем году их было 67). Среди награжденных – представители Российской академии образования, педагогических вузов и университетов, наиболее выдающиеся учителя и педагоги.
Нагрудным знаком “Почетный работник общего образования Российской Федерации” награждены 20294 человека (в 1999 году – 3095 человек). Это руководители и учителя школ, лицеев и гимназий, работники дошкольных и специальных учреждений, сотрудники учреждений дополнительного образования детей и подростков.
Нагрудным знаком “Почетный работник начального профессионального образования” награждены 3106 работников профессионально-технических училищ России ( в 1999 году – 360).
Нагрудным знаком “Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации” награждены 1613 работников техникумов, колледжей и училищ (в 1999 году – 740). Среди награжденных директора, заместители директоров, заведующие отделениями, преподаватели и сотрудники образовательных учреждений среднего звена.
Нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации” награждены 3734 человека ( в 1999 году – 1797 человек). Это ректоры и проректоры высших учебных заведений, заведующие кафедрами и профессоры, доценты и преподаватели, а также сотрудники институтов, академий, университетов.
Следует отметить, что указанными нагрудными знаками Минобразования России был отмечен труд работников образовательных учреждений, не подведомственных министерству. Их количество составило 438 человек (1,5 %).
Подробная информация о количестве награжденных отраслевыми наградами приведена в таблице N 5. (См. стр. 3)
Основные направления деятельности по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами на 2001 год. Продолжится работа по разработке мер и созданию механизмов стабилизации и улучшению кадрового состава сферы образования, по совершенствованию нормативно-правовой и организационно-методической базы, по государственной аттестации научно-педагогических работников по представлениям ученых советов к присвоению ученых званий профессора и доцента, по методическому руководству, координации и контролю за деятельностью ученых советов по вопросам присвоения ученых званий. Большую работу управлению предстоит осуществить в части пересмотра порядка отбора кандидатов и получения премий в области образования.
Должностная структура педагогических кадров характеризуется следующими данными (таблица 1).
Состав соискателей, утвержденных в ученом звании. (Таблица 3).
Статистические данные о награждении ведомственными наградами работников образовательных учреждений за 2000 год.
(Таблица 5).
Комментарии