На открытии IX Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко отметила, что осень выдалась урожайной. Только-только отзвучали бравурные аккорды «Учителя года-2011», состоялись финалы конкурсов «Воспитатель года» и «Директор школы», и вот настала очередь педагогов учреждений дополнительного образования детей. Все с нетерпением ждут демонстрации плодов их труда.Теперь, когда победители объявлены, уже можно, перефразируя Низиенко, сказать, что собранный урожай действительно оправдал все ожидания. Задора, интереса, мастерства хватило с лихвой, и запаса оставшегося от конкурса тепла хватит еще на долгое время.
В этом году за право стать обладателем Хрустального ключа боролись 83 участника из сорока регионов РФ. Семь номинаций – «Изобразительное и художественное прикладное творчество», «Художественная», «Спортивно-физкультурная», «Туристско-краеведческая», «Научно-техническая», «Социально-педагогическая», «Эколого-биологическая» – принимали петербургские учреждения дополнительного образования детей, в том числе ДДЮТ Фрунзенского района, ДДЮТ Выборгского района, ДДТ «На 9-й линии» Василеостровского района, ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района и, конечно, жемчужина петербургской системы дополнительного образования – городской Дворец творчества юных. К удобству конкурсантов, гостей и сопровождающих в некоторых ДДЮТ велась прямая трансляция конкурсных мероприятий. Хотя, безусловно, ничто не могло заменить живого общения. Тем более на таких конкурсных мероприятиях, как самопрезентация «Мое педагогическое кредо» и защита дополнительной образовательной программы «Моя образовательная программа». Для точного донесения собственного образа, собственной педагогической позиции каждый из конкурсантов выбирал наиболее приемлемую для себя форму, и неудивительно, что кто-то пел, кто-то читал стихи, кто-то рисовал, кто-то играл на музыкальных инструментах.Защита образовательной программы требовала не только артистизма в подаче материала, но и владения хорошей теоретической базой. Кроме того, яркость некоторым выступлениям придавало то, что педагоги не стеснялись говорить об актуальных проблемах современности. К примеру, педагог дополнительного образования из Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района г. Новосибирска, руководитель студии «Стиль и дизайн» Светлана Пуртова (II место в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество») рассказала, что сегодня утрачиваются те навыки работы руками, которые дети должны знать. А Татьяна Курилкина, педагог дополнительного образования из ДДТ г. Высоковска Московской области, поделилась мечтой о том, что изготовление глиняной народной игрушки обязательно введут как предмет в учебную программу школьников, потому что это приобщение к богатому, самобытному миру народной культуры.Связанные одной нитьюНо конкурс не был бы конкурсом, если бы у участников не было возможности применить свои умения и навыки непосредственно в деле. То есть на открытом занятии «Введение в образовательную программу». И, как верно подметила одна из участниц конкурса, это мероприятие сродни вернисажу, потому что каждое занятие – это неповторимая, уникальная авторская картина. Когда чередуются мастерски подготовленные, оригинальные занятия, становится понятной сложность работы жюри. Попробуй выбрать из столь насыщенного видеоряда!Например, очень зрелищным получилось занятие у Ольги Ярушевой, педагога дополнительного образования Алтайской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Алтайского района Алтайского края (II место в номинации «Туристско-краеведческая»). Из петербургской сырой осени ребята отправились в край величавых гор и восхитительных озер Алтая в поисках своей собственной вершины.Подопечные Надежды Кузьминой, педагога дополнительного образования ДДЮ Болотнинского района Новосибирской области (III место в номинации «Туристско-краеведческая»), тоже отправились в путешествие, только по трем «заветным тропам» – родословию, этнографии и музейному делу. Составили собственное родословное древо, «посадив» его в общем «саду» человечества, узнали, почему село Болотное носит такое название, провели целое исследование, посвященное чалдонскому народному костюму.Не менее зрелищными оказались занятия и у спортсменов-физкультурников.Константин Павлов, педагог дополнительного образования из Центра развития творчества детей и юношества г. Воронежа (III место в номинации «Физкультурно-спортивная»), ознакомил ребят с древним китайским боевым искусством – ушу – и наглядно объяснил, что ушу – искусство, которое не ждет, что человеку, его постигающему, нужно быть готовым ко всему.Делись – богаче будешьПоследнее конкурсное задание – импровизированный конкурс – предоставило участникам полную свободу в осмыслении выражения Теодора Рузвельта «Делай что можешь с тем, что имеешь, там, где ты есть». 45 минут раздумий еще раз доказали, что для педагога дополнительного образования нет ничего невозможного. Американскому политику было бы лестно услышать целые трактаты, лекции, доклады, мало того, стихотворные оды, основанные на его мудрой заповеди. Но применимо к ситуации, наверное, точнее всех высказался Денис Кузнецов, педагог дополнительного образования из Детско-юношеского центра «Юность» г. Заречного Пензенской области (II место в номинации «Физкультурно-спортивная»). По его словам, каждый мальчишка мечтает стать героем и спасти мир. Что может сделать педагог здесь и сейчас? Поделиться тем, что имеет. И, может, этого не хватит, чтобы сделать мир полностью счастливым, но хватит, чтобы сделать радостнее хотя бы одного мальчишку.Финальная часть конкурса – закрытие – всегда немного отдает горечью. И, несмотря на соблюденную интригующую паузу, когда сначала были объявлены только те участники, кто занял вторые и третьи места, и только потом – абсолютные победители в номинациях, уже появились и слезы, и грустные улыбки расставания. Напряженное, почти недельное действо подошло к концу, но, как обнадежила на «круглом столе», посвященном итогам конкурса, член жюри номинации «Социально-педагогическая», заместитель директора Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» Ирина Фришман, для педагогов-«сердечников» все только начинается. Например, им нужно не бояться давать интервью, чаще транслировать свой опыт, использовать тот багаж знаний, который был получен при участии в конкурсе.Поздравляя дипломантов, призеров и победителей конкурса «Сердце отдаю детям», председатель петербургского Комитета по образованию Ольга Иванова заявила, что на данном конкурсе побежденных не бывает, каждый из педагогов – это звездочка, свет лучей которой согревает сотни, тысячи детей. Петербург создал все условия, для того чтобы эти созвездия мастеров стали видимы для большого количества людей, и надеется принять на своих берегах следующий, юбилейный, десятый конкурс «Сердце отдаю детям».Санкт-Петербург К сведениюКонкурс не случайно восемь раз из девяти проходил в Петербурге. В городе на Неве 57 учреждений дополнительного образования детей, куда входят ДДТ, ДТЮ, центры технического образования, отделения допобразования на базе общеобразовательных школ. Сегодня 206 школ имеют подобные отделения, также открыто 116 школьных спортивных клубов. Из 350 тысяч детей в системе допобразования заняты 332 тысячи ребят. Правительством города предусмотрена ежегодная премия в размере от 50 до 100 тысяч рублей лучшим педагогам дополнительного образования.Петербург в этом году представляли пять участников, и главной сенсацией конкурса стала абсолютная победа в номинациях двоих петербуржцев – Павла Скучаса из Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных (номинация «Эколого-биологическая») и Александры Подлевских из Детского оздоровительно-образовательного туристского центра «Балтийский берег» (номинация «Туристско-краеведческая»).ПослесловиеЕлена ЕВЛАДОВА, главный научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской академии образования, член жюри номинации «Социально-педагогическая»:- Нужно отметить, что общий уровень подготовки конкурсантов серьезно вырос. Педагоги, приехавшие на первый конкурс, и сегодняшние педагоги – это, как говорится, две большие разницы. Сама система дополнительного образования проделала огромный путь за последние двадцать лет, и те, кто живет внутри ее, развиваются очень быстро. Поэтому конкурс продемонстрировал очень высокую среднюю планку, что всегда показательно. Программу написать – пожалуйста, сымпровизировать – пожалуйста, дать теоретическое обоснование, сослаться на научные умы – пожалуйста, не говоря уже о том, чтобы станцевать и спеть. Это не может не радовать.Сегодня для участников более сложный этап, когда они начинают конкурировать сами с собой. И «жюрить» педагогические звезды становиться все труднее. Конкурс в концентрированном виде берет самое яркое, самое интересное. Для нас, профессионалов, это уникальная лаборатория педагогического опыта.Натела САВЧЕНКО, директор Дворца детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга, директор номинации «Социально-педагогическая»:- Наш дворец впервые принимал номинацию, и должна признаться, что вообще не чувствовала соперничества среди участников. Они так быстро сдружились друг с другом, что стали просто единым организмом. Наше профессиональное и компетентное жюри излучало человеколюбие и доброжелательность и готово было понять и принять каждого. Такая атмосфера не могла не вдохновлять нас на достойную организацию этого мероприятия.Более того, для меня рамки дополнительного образования после проведения номинации существенно расширились. Я увидела, как на конкурсе двенадцать участников представляют свою работу через социальные проекты, предлагая детям разные виды деятельности.
Комментарии