Одним из зталонов ратного подвига в годы Великой Отечественной войны по праву стал воздушный таран, когда летчик, ставя на карту собственную жизнь, во имя победы обрушивает удар своей машины на самолет врага.
Воздушный таран не был предусмотрен уставом, наставлениями или инструкциями. Советские летчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков говорил: «Воздушный таран – это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учел и не мог учесть враг».
Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными все новые случаи). Более двух третей из них приходится на 1941 – 1942 гг. – самое тяжелое время войны. Тогда гитлеровское комндование даже разослало в части люфтваффе циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолетам ближе чем на
100 м во избежание тарана.
Советские летчики применяли таран на всех типах самолетов – истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Таранили врага в групповых и одиночных боях, днем и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей территорией и занятой противником.
Есть довольно распространенное мнение, что таран – некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался – «Таран»: «Советский летчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчетливее его движения, тем стремительнее его рефлексы… Советские летчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются ее применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины».
Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибали примерно 37% летчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой, совершали посадку на своем самолете. Были случаи, когда летчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые двойные тараны, когда с первого раза самолет противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда летчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 летчиков совершили по два тарана, В.П. Михалев, Н.В. Терехин и
А.С. Хлобыстов – по три, Б.И. Ковзан – четыре.
Комментарии