search
main
0

Орлята учатся летать. На детском празднике бескрылых нет

Не было для советского ребенка большей награды за все его таланты, труды и старания, чем попасть в «пионерский рай», – «Артек» или «Орленок». Туда отправляли лучших из лучших, поехать во Всесоюзную здравницу – это как вступить в древнее тайное общество, где традиционный уголек из прощального костра – будто мальтийский крест или масонский перстень, по которому всегда, даже через годы, можно безошибочно вычислить «своих». Знаю многих взрослых уже людей, растерявших все иллюзии и романтические воспоминания, кроме одного – о давней детской поездке в черноморский лагерь. С распадом Союза Россия потеряла «Артек», но «Орленок» остался с нами. И, бережно храня накопленные за сорок с лишним лет «фирменные» традиции, создает новые. Одна из них – ежегодный июльский Детский фестиваль визуальных искусств.

Баба-яга и все, все, все

Андрею 24 года. Живет в Ульяновске, учится заочно в Самарской академии связи. Окончил полугодичную вожатскую школу при Ульяновском педагогическом университете и через местную службу занятости устроился вожатым в «Орленок», в лагерь «Стремительный». В июльскую смену отряд ему достался необычный – московский театр детской песни «ДоМиСолька» собственной персоной.

– С ними, конечно, работать сложнее, – признается Андрей. – И простые дети – народ с характером, а у «домисолек» он еще помножен на серьезные нагрузки и нешуточные творческие амбиции. Даже режим дня для них составляют не совсем обычный: они много репетируют, так что особо перегружать их еще какими-то дополнительными, типичными «орлятскими» заданиями и заботами не рекомендуется.

На фестивале у «ДоМиСольки» действительно плотный концертный график: помимо ответственного выступления на церемонии открытия еще и сольный концерт, и что-то около десяти номеров со звездами на презентации проекта «Магия кино». История у этой акции, как и все здесь, удивительная: к юбилею фестиваля организаторы решили сделать подарок и себе, и «Орленку». Дмитрий Харатьян – «гардемарин» с недавних пор сменил в президентском кресле «усатого няня» Владимира Грамматикова – обзвонил своих друзей-артистов и сделал им предложение, от которого те, конечно же, не смогли отказаться. В результате родилась пластинка, где «домисольки» воспевают кино дуэтом с Григорием Гладковым, Светланой Томой, Ириной Богушевской, Екатериной Гусевой, Дмитрием Певцовым. За микрофон и ноты взялась даже генеральный продюсер фестиваля Лариса Преториус, спев «арию» Бабы-яги. По «Орленку» тут же пошла гулять шутка, мол, у нас уникальный фестиваль: президент – гардемарин, а продюсер – Баба-яга. Сам президент, кстати, выбрал балладу о «Бригантине». Автор стихов – Владимир Вагнер. Тот самый легендарный сказочник Вагнер, добрый Бармалей, душа «Артека», постановщик незабываемых праздников у подножия Аю-Дага. Его знали по всей России, его песни и сценарии стремительно превращались в классику. Он ушел шесть лет назад совсем еще молодым, но на то он и легендарный сказочник, чтобы остаться со своими, пусть и осиротевшими, друзьями навсегда.

Вот такое кино

Лариса Преториус убеждена: второго такого фестиваля, как в «Орленке», в России, да и в мире, пожалуй, нет. Две с половиной тысячи ребят со всей страны – не просто наблюдатели – пришел, увидел, позабыл – но участники всех событий и программ. Начнем с того, что жюри тут исключительно детское, только председательствуют взрослые звезды, чтобы направлять судейскую дискуссию в конструктивное русло. А вот давить опытом и профессионализмом в полномочия председателей никак не входило.

Лучший художественный фильм – им стала молодежная мелодрама «Костяника. Время лета» Дмитрия Федорова – жюри выбирало под предводительством народного артиста Бориса Химичева. За судьбами присланных на конкурс телевизионных программ в детских руках следила очаровательная ведущая Лариса Вербицкая. По словам дивы Первого канала, она была покорена «энергичностью и цепкостью» своих юных соратников. «В нашей номинации была самая интересная география, – заметила Вербицкая. – Не только Москва и Петербург, но и Краснодар, Владимир, Барнаул, Омск, несколько ханты-мансийских городов. Критерий был один: программа должна быть интересна не только подросткам, но и взрослым. Победила развлекательно-познавательная «Школа Бабы-яги» петербургского канала «Сто».

Лучшей анимационной картиной признали историческую сагу «Князь Владимир» Юрия Кулакова, а «Хрустального Пингвина» в номинации «Режиссеры XXI века» получила легкая четырехсерийная комедия про комические школьные будни «Все хип-хоп» канала «Югра».

И вот вам еще одно серьезное отличие фестиваля в «Орленке» от любого другого взрослого форума: у взрослых решения жюри принято критиковать и оспаривать, долгие возмущения в кулуарах – они разве что в регламенте не прописаны. Тут же – несмотря на сомнительную ценность, скажем, картины «Костяника. Время лета» – никто тем не менее не позволил себе усомниться в правильности детского выбора. Впрочем, на этом месте должна возникнуть очень серьезная дискуссия: если в анимационном конкурсе было представлено больше 30 самых разных работ и среди них немало просто замечательных, то в киноразделе значилось всего пять фильмов. И это, увы, не проблема организаторов, мол, не смогли составить приличную программу, а беда кинопроизводства, которому не хочется, потому что не прибыльно, тратиться на детское кино. Кричать о любви к детям – это модно во все времена, а снять для них что-нибудь мало-мальски приличное – тут желающих днем с огнем не сыщешь. И куцая кинопрограмма нынешнего «Орленка» – она как живой укор… Кстати, ребята не поленились и написали чиновникам из Минкульта «открытое письмо», где в силу своих возможностей как можно более доходчиво постарались объяснить, чем их не устраивает такое положение вещей. Больше всего эта эпистола растрогала и восхитила директора «Орленка» Александра Джеуса: «Даже если бы на нашем фестивале больше ничего не произошло, одно это письмо – умное, глубокое, дельное и очень справедливое – уже обозначало бы успех».

Сам себе клипмейкер

Самыми любопытными оказались, естественно, номинации, где ребята сами превращались в конкурсантов. По условиям программы «Реклама глазами детей» каждому из семи орлятских лагерей нужно было придумать, срежиссировать и снять ролик, посвященный одному из фестивальных спонсоров. Победил лагерь «Звездный» со своим взглядом на место компании «Формоза» в мире современного учебного процесса и компьютерных технологий. «Формоза» не осталась в долгу: мало того что организовала номинацию «Компьютерные программы», где ребята тестировали электронные учебники по биологии, истории, русскому и английскому языкам (победитель – «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), так еще и подарила «Орленку» компьютерный класс из двенадцати машин и беспроводную сеть. А в это время компания «Кодак», предварительно презентовав каждому лагерю по цифровой камере и установив фотолабораторию, проводила детский конкурс на лучшую фотографию.

И, наконец, самое любимое и кропотливое детище фестиваля – номинация «Клипстрим». Правила такие: ребята выбирают песню, сами ее поют, сами изображают в кадре радость, любовь, сомнения и грезы, а профессиональные режиссеры все это фиксируют на пленку. Результат потрясающий – не хуже, чем на центральных музыкальных каналах под крылом у маститых продюсеров. Детское жюри определяет места с первого по третье, взрослое, возглавляемое актрисой Юлией Рутберг, отвечает за Гран-при. Такое деление объяснимо: юные судьи более эмоциональны, воспринимают картинку в целом, взрослые же обращают больше внимания на профессиональные детали.

Третий глаз

Свободного времени, как и положено на таком напряженном проекте, ни у кого не оставалось. Очередной киносеанс сменялся спортивной игрой, где гостящие в «Орленке» звезды соревновались с вожатыми в перетягивании каната и всевозможных эстафетах. Ведущая программы «Вести» Мария Ситтель, правда, повредила ногу, а Лариса Преториус думала, что «помрет, но с дистанции не сошла». За спортивной схваткой следовали интеллектуальные баталии викторин, а там уж наступал черед и традиционной «Зарницы». Ни один вечер не обходился без творческих встреч – актрисы Ирина Апексимова, Ия Нинидзе, Юлия Рутберг, Светлана Тома, не жадничая, делились с ребятами профессиональными рецептами, объясняя, на что обращать внимание и над чем работать тем, кто всерьез решил посвятить свою жизнь театру и кино.

Фестиваль визуальных искусств в «Орленке» – большая летняя школа. Всего за неделю тут можно, заработавшись до приятного головокружения, постараться ответить себе на важные вопросы: кто я, на что способен, чего хочу от жизни? Влиться в мощную «орлиную стаю», глядя на других – на сверстников и уже состоявшихся артистов, внезапно обнаружить в себе неведомые силы и стремления. Что уж там – такая творческая встряска не забудется, даже если ее участники в будущем выберут совсем иные, куда более мирные и приземленные жизненные траектории. В любом случае мыслить нестандартно, смотреть на мир и на свое дело еще и невидимым, нестандартным «третьим глазом» никому не помешает. Лучше всех сказал об этом главный попечитель фестиваля режиссер Станислав Говорухин: «Эта летняя встреча для детей – еще одна серьезная возможность не проспать свой талант».

Москва – ВДЦ «Орленок»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте