В мае 1981 года оркестр русских народных инструментов Горьковского Дворца пионеров имени В.П.Чкалова дал свой первый концерт. Произведения исполнялись совсем несложные, ведь и оркестру было к тому времени всего три месяца. Кто бы мог тогда предсказать, что юному коллективу уготована долгая и счастливая жизнь? Дирижер – молодая студентка консерватории, у которой помимо учебы был еще один народный коллектив в Семенове (райцентр, расположенный в 80 километрах от Горького), куда нужно было добираться на электричке… Хоть и звали девушку Надежда, руководство Дворца пионеров поначалу не связывало с ней больших надежд. Но прошло всего несколько лет, и коллектив окреп, разросся, получил звание образцового. Сегодня, 35 лет спустя, Нижегородский Дворец детского творчества трудно представить без русского народного оркестра. В его концертах участвуют как юные музыканты, так и выпускники. Это, пожалуй, главное достижение, которым по праву гордится Надежда Николаевна ШИРОКОВА, организатор и бессменный руководитель коллектива, – став взрослыми, ребята не хотят расставаться с оркестром. За 35 лет выросло несколько поколений влюбленных в творчество людей. В чем секрет успеха оркестра, как удается заражать детей любовью к музыке? Обо всем этом наш разговор с Надеждой Николаевной.
– Как вы сами пришли к музыке, к тому, чтобы руководить оркестром?- Я пришла из хора. Все детство и отрочество я пела в «Жаворонке» – это очень сильная школа хорового пения, созданная на базе музыкального училища. Сольфеджио и занятия на инструменте входили (и до сих пор входят) в обязательную программу хористов. Но инструмент можно было выбирать. Большинство моих сверстников, разумеется, предпочитали фортепиано. Мне тоже хотелось, но нашей семье пианино было не по карману. И тогда я решила выбрать балалайку. Мои педагоги удивились, но нашли мне на народном отделении преподавателя, и уже он предложил освоить домру. Вот так я стала «народницей», наверное, единственной за всю историю «Жаворонка», обучающейся на домре. Потом поступила в музыкальное училище на народное отделение, затем в консерваторию. Мое поступление совпало с приездом в наш город дирижера-народника, незаурядного музыканта Виктора Кузнецова – он возглавил народное отделение консерватории и спустя небольшое время создал очень сильный оркестр. Благодаря таланту Кузнецова и его авторитету в Нижнем появилась собственная школа исполнительского искусства на народных инструментах. У меня всегда перед глазами был очень хороший пример, высочайшая планка, до которой я всегда старалась дотянуться. Мой хоровой опыт тоже пригодился. Хор и оркестр близки по духу, это коллективное творчество, где каждый человек должен стать частью целого. Но в оркестре в отличие от хора каждому ребенку можно найти место, здесь каждый может почувствовать себя важным и нужным. Ведь нам приводят разных детей. Есть дети с отличным слухом и чувством ритма, есть и с совсем неразвитым. Но мы работаем со всеми.- Вы не отбраковываете, но сами дети отсеиваются?- Да, конечно. Обычно это происходит в первый год. Как правило, остаются более трудолюбивые и целеустремленные и те, у кого настойчивые родители. Ведь сегодня многое зависит от родителей, от их занятости и самодисциплины. Прошло время, когда дети сами бегали во дворец на занятия. Сегодня детей сопровождают вплоть до 12-14-летнего возраста. И бывает очень жаль, если ребенка талантливого, перспективного, в которого уже много вложено, становится «некому водить». Он и сам переживает разлуку с коллективом, и нам бывает обидно до слез.- Могу предположить, что сегодня у вас не такой большой коллектив, как 25-30 лет назад.- Да, раньше коллектив был больше, мы его делили на старший и младший оркестр, был и ансамбль. Очень большую роль играла возможность вывозить детей в летний лагерь. Мы выезжали всем коллективом на целую смену, а то и на две в загородные лагеря, там продолжались занятия. Дети и педагоги лучше узнавали друг друга, по-новому раскрывались. Летний опыт сплачивал, обогащал. Для родителей путевка почти ничего не стоила. Финансирование было другим. Сегодня вернуть это не удается. Если выезжать, так всем оркестром. А сделать так, чтобы все родители купили путевки за полную стоимость, нереально…- Надежда Николаевна, на ваш взгляд, оркестр меняет ребенка, его характер и жизненные устремления или он должен изначально подходить коллективу?- Меняет, конечно. Мне особенно дорого, когда начинают проявляться такие качества, как ответственность, забота друг о друге, благородство. Когда молодой человек старается без всяких просьб взять на себя дополнительную тяжесть в прямом смысле (у нас ведь есть тяжелые инструменты), когда сам предлагает помощь и замечает, где она нужна. Это личностный рост, и он дороже музыкальных успехов. Я рада, что в нашем оркестре дети вырастают в порядочных людей.- Преображающая сила искусства… Кто, по-вашему, может руководить оркестром?- Нужно умение заражать тем, чем увлечен ты сам, нужна особая энергия. Не только любовь к музыке и уважение к оркестрантам (в моем случае к детям), но и строгость, умение требовать, но требовать с человека по его силам, чтобы не подавить, не перегрузить. Для этого нужно видеть, чувствовать, на что человек способен.- Вы со своим коллективом многого добились, вас знают в городе и области, вы бываете на фестивалях. Какие планы на будущее?- К сожалению, с поездками не так хорошо, как хотелось бы. Сейчас участие в любом конкурсе – дело дорогое: взнос за участие (до 700 рублей за человека), проживание, питание, дорога. Ездить за счет родителей не очень получается. Наш дворцовский транспорт не предназначен для перевозки детей. В лучшем случае мы можем на нем доставить инструменты. Поэтому выезжаем с концертами туда, откуда за нами пришлют автобус. Вот, например, в год 70-летия Победы нас часто приглашали играть для ветеранов, у нас была целая программа, посвященная песням военных лет, в ней участвовали вокалисты, солисты. Нас ждали во многих центрах и встречали очень хорошо. Детям было радостно видеть такой прием и сердечную благодарность. В планах развивать концертную деятельность на нашей площадке, на сцене Дворца детского творчества. Мы задумали ряд проектов совместно с творческими коллективами нашего дворца. Хотелось бы организовать что-то вроде абонемента для школьников нашего города. У нас уже был такой опыт, и он прошел очень успешно. Нашим гостям очень понравилось все, что мы им рассказали и показали: широкие возможности русских народных инструментов, эмоциональность, духоподъемность народной музыки. Мы даже сами не ожидали, что это вызовет такой неподдельный интерес. Думаю, нужно больше пропагандировать народную культуру, особенно среди детей.Нижний Новгород
Комментарии