Каждый художник – композитор и исполнитель одновременно
У меня есть стихотворение «Зимние дожди». Оно родилось, после того как на севере Карелии несколько лет назад в декабре я вдруг попал под проливной дождь. После недавнего посещения персональной выставки карельской художницы Ларисы Плечовой в моем творческом словаре появилось еще одно необычное словосочетание – «январское море». «Надеюсь, мое море в январе зарядит вас романтикой и позитивом», – говорит художница о своей первой персональной выставке, которая так и называется – «И снова море…».
Домик Чехова
В конце 2018 года Лариса участвовала в главной региональной выставке «Онежская палитра», организованной Союзом художников Карелии. Она проходила в Музее изобразительных искусств республики. Там были представлены две картины на морскую тематику – «Волна» и «Этим летом». Кроме того, были еще две тематические выставки в Карельской государственной филармонии – «Сирень» и «Как я провел этим летом».
Персональная выставка, разместившаяся в Галерее промышленной истории Петрозаводска, работает меньше месяца, а уже в тетради отзывов столько теплых слов, адресованных автору, что впору уже в самое ближайшее время выставлять на всеобщее обозрение новые работы. Причем пишут люди разных возрастов и интересов, но всех тронуло самобытное творчество художницы. У автора сейчас две главные темы – море и цветы. Морская тема, безусловно, притягивает зрителя, ведь это символ вечной свободы и независимости, исканий и приключений. Оно действительно вдохновляет.
В морской тематике среди выставленных работ особняком стоят три картины, написанные прошлым летом в Крыму. В 2019 году из Петрозаводска полетели первые самолеты на полуостров. Одним из пассажиров первого рейса была Лариса Плечова. Главным содержимым ее багажа были этюдник и краски.
– Конечно, хотелось и отдохнуть на море, но я рвалась в Крым, прежде всего чтобы писать картины. Я давно мечтала побывать в чеховских местах в Гурзуфе, где расположена дача знаменитого писателя.
Лариса впервые увидела домик Антона Павловича Чехова на картине любимого ею художника-импрессиониста Константина Коровина. И с тех пор загорелась мыслью обязательно побывать там и написать свою, чтобы передать зрителям свое видение необычного пейзажа. Дача Чехова расположена на обрыве скалы. Внизу бушует море, которое разбивается о скалы. Вид просто потрясающий. Он даже снился художнице.
Антон Павлович приобрел эту дачу, чтобы сбежать от всего мира. Он порой уставал от светского общества, в котором вращался, от творческой тусовки. И здесь он уединялся, подпитывался энергией первозданной природы.
Чехов хотел подарить дачу, где он спрятался, художнику Константину Коровину, но тот отказался от такого подарка. Потому что там постоянный шум волн, непросто пребывать в этом месте. Он сказал, что у него учащается сердцебиение и он не сможет там жить.
– Мы с подругой остановились на отдых в местечке Партенит, – рассказывает Лариса. – Это с левой стороны горы Аю-Даг. Из Партенита ездили в Гурзуф.
В этих изумительных по красоте местах с бухточками и заливами, отвесными скалами и обрывами у художницы родились сразу три картины, получился своеобразный художественный триптих с рабочим названием «Каменный». Камни, скалы, светящееся на камнях солнце, волны. Все это очень близко художнице, которая признается, что море – это ее стихия, внутренний мир, ее мироощущение.
– Непредсказуемая, загадочная и прозрачная поверхность воды завораживает своими оттенками, нюансами, движением, – говорит Лариса. – Я могу бесконечно смотреть за тем, как накатывает волна, как блестят на солнце капли и отражаются на мокром камне!
И ей хочется передать на холсте этот фантастический мир бушующей пены, теплых скал, мерцающих в глубине камней и солнечных бликов на поверхности изумрудной воды. И если удается хотя бы часть задуманного, то она чувствует себя счастливой.
Зрители особенно надолго задерживаются у картины «У скал», где изображен тот самый домик Чехова на краю обрыва. Полотно завораживает не только видами и пейзажами, стоя у него, попадаешь в XIX век, чувствуешь уединение, которое когда-то ощущал великий писатель, находясь в этих местах.
Рабочее название картины – «Чеховка». Небольшой пляж, спрятавшийся между скал, место около писательской дачи, все называют Чеховкой. Это узнаваемое место на всех полотнах, так же как и Ласточкино гнездо.
Акварель – скрипка, масло – оркестр
Безусловно, впечатляют и две другие крымские работы Ларисы Плечовой – «Утес» и «Две чайки». Утес расположен с левой стороны от горы Аю-Даг, тоже рядом с Гурзуфом.
Конечно, в Крыму были сделаны только этюды. Сами картины появились уже чуть позже в Петрозаводске. Ведь художница работает в технике масляной живописи. А это гораздо сложнее, чем, например, та же акварель. Зато у письма маслом больше возможностей для передачи ощущений и видения художника. Причем маслом можно писать так же прозрачно, как и акварелью, но можно накладывать краску и толстенными слоями. Именно так выполнены работы морского триптиха.
– Каждый новый слой требует своего подхода, – поясняет художница. – Акварель – это скрипка, масло – оркестр!
Чем дольше вглядываешься в эти творения, тем больше новых чувств и мыслей посещает. Мне, например, подумалось о том, что наша жизнь сама как морской прибой с его вечной пляской волн. Приливы и отливы, то радости, то беды. С давних пор и по сей день отхлынувшая волна ко мне не возвращается. Хорошо это или плохо?
Другая тема, над которой работает Лариса Плечова, – цветы в самых разных вариациях.
– Цветы всегда прекрасны, они дают творческий заряд, который позволяет смотреть на мир с любовью, – говорит художница. – Хочу, чтобы каждый, кто видит мои картины, почувствовал красоту и тепло окружающего мира.
Думаю, что философия, которую несут полотна Плечовой, гораздо шире. Любуясь ее художественными натюрмортами, мы становимся духовно богаче и добрее. Мы начинаем верить в светлые стороны жизни. Один из посетителей выставки в своем отзыве прямо спрашивает: «Где такие поля маков?» Я тоже поверил, что «Маки» – это картина с натуры. Оказалось, нет, это творческая фантазия автора.
Яблони в саду
Зато другая картина – «Чай в саду» – из реальной жизни. У художницы есть домик в деревне, в Костромской области, где она родилась. Родительский дом в бывшей деревне Шокша теперь уже окраина города Галича. Там каждую весну белоснежно-розовым отливом цветут яблони. Лариса с детства помнит семейные посиделки за чашкой чая под яблоней в саду. Вот и родилась картина «Чай в саду». С виду на ней все просто. На подносе чашки с блюдцами, на которых лежат сочные клубнички и кусочки сахара. В центре изображения ветка цветущей яблони. И все! Но этого вполне достаточно, чтобы посетителям выставки представить свой дачный уголок, помечтать о предстоящем лете и чаепитии на природе.
И еще об одной картине – «Дорога домой». Ее нет на выставке, но она будоражит сердце и душу. На холсте изображен родительский дом-пятистенок, деревенская проселочная дорога. Немного в стороне мостик через речку. А на другом берегу красивое старинное кирпичное здание, принадлежавшее местным заводчикам. Именно здесь располагалась общеобразовательная школа художницы. Для Ларисы эта картина очень символична, потому что малая родина дает ей силы, там она черпает энергию, погружаясь в детство.
У каждого из нас есть своя дорога в детство, о которой мы вспоминаем на протяжении всей жизни. Ведь именно она вывела нас в люди, сделала такими, какие мы есть.
Сейчас Лариса Плечова в школе уже не работает, у нее своя студия, в которой занимаются не только дети, но и взрослые. Вместе создают картины в технике масляной живописи. Следующим смотром художественного творчества будет выставка работ ее учеников.
Несмотря на занятость, Лариса Плечова продолжает активно творить. Морская тема пока остается ведущей в ее творчестве. Летом опять собирается с этюдником поехать на море. Куда? Она пока еще не решила. Возможно, это будет Белое море, расположенное отчасти в Карелии. Она точно знает, что будет писать его через камни. Ей очень нравятся пейзажи северного моря, волнующегося на Соловках. Скорее всего, ее маршрут проляжет именно на эти знаменитые острова.
– Там другие камни, совершенно иное море, – говорит Лариса.
Наиль ШАБИЕВ
Комментарии